Дес (Des), сериал 2020

Герострат 20 века, или Паладин Смерти/Как появляются убийцы?

1983 год. Жил да был в славном граде Лондон обычный человек. Работал, любил свою собаку, хаживал в пабы. А потом в канализации его дома нашли останки человеческого тела.

Как выяснилось, эта была далеко не единственная жертва Дэниса Нильсена. Дес – как прозвали его коллеги, на допросах не отпирался, искренне и бесстрастно рассказывая о своих преступлениях.

Но как он дошел до жизни такой, был ли безумен, и почему на протяжении пяти лет никто не обращал внимания на постоянные исчезновения молодых людей?

 

Английский детектив весьма многогранное явление. Сравним, к примеру, «Лютер», «Розмари и Тайм», «Пуаро» и «Крах».

Des — представитель «биографической» серии расследований, запущенной каналом ITV и посвященной резонансным британским душегубам.

Вряд ли бы он привлек внимание за пределами Туманного Альиона, если бы не Дэвид Теннант («Джессика Джонс»), сверкнувший для слабознакомой с ним публики в «Благих знамениях»).

Мини-сериал снят по «книге-предупреждению» Брайана Мастерса «Убийство ради компании».

Дэвид действительно составляет собой большую часть привлекательных сторон проекта.

Его Дэнис удался на славу. Нормальный, милый, обаятельный «наш сосед», не вызывающий никаких подозрений у сограждан. Представитель гомосексуальной части общества, не считающий при этом секс фетишем. Ушедший из полиции из-за гомофобии социума. Холодный безэмоциональный мужик, на первый же вопрос «бобби» показывающий, где хранятся фрагменты тела. Искренне, с удовольствием сотрудничающий со следствием, помогающий полиции. Отказывающийся от адвоката. Размеренно излагающий кровавые обыденные моменты и рутинные подробности убийств, свои мысли до, во время и после злодеяний. Жаждущий контроля. Не понимающий свои собственные «убийственные» мотивы. Играющий с покойниками в некрофильские забавы. Находящийся в оригинальных отношениях со Смертью, восхищающийся тем, что она делает с людьми. Спокойно и обстоятельно избавляющийся от трупов. Желающий, чтобы его остановили. Демонстрирующий глубины извращенного разума. Переживающий о должной памяти для своих жертв. Считающий, что они всегда рядом с ним. Представляющий образец ненадежного рассказчика. Не любящий простых и однозначных ответов.

Дэвид прекрасно передает особенности персонажа. Меняя состояния как перчатки. Показывая зрителю то робото-человека, невозмутимо чеканящего непредставимые для нормальных людей факты. То лукаво-самовлюбленного типа, ждущего статей в прессе. То пылко и отчаянно эмоционирующего правдолюба, возмущенного ложью о нем в газетах. То изысканного манипулятора с холодными глазами. Умного, расчетливого, рассудительного, конкретно двинутого по фазе. Рисующегося перед публикой, считающего себя Убийцей Века. Эдаким безумным Геростратом 20 столетия. Заставляющего выяснять: «Просто он плохой, или возмутительно плохой»? Ведущего собственную игру с копами, журналистами и присяжными. Все больше раскрывающегося в разговорах с писателем.

Крайне интересует постановщиков (и автора книги) вопрос – какова природа Зла, и как вообще мог появиться на свет такой тип, как Нильсен. Ни за что ни про что лишивший жизни полтора десятка народа. Делающий с телами то, что 99 процентам народонаселения и в голову не придет. Он чистое зло? Безумец? Продукт системы? Или случайный сбой программы?

Да, подоплека действий Деса вроде как банальна – детская психотравма, пускай и в не самом распространенном mortem-варианте. Но наблюдать за этим проявлением психологического извращения в отличном исполнении Теннанта одновременно отвратительно и притягательно.

Кроме него из персонажей можно упомянуть старшего инспектора Питера Джея (Мейс  («1917») ведущего это дело. Уставший полицейский, уже четверть века ловящий злодеев. Но ни разу не сталкивавшийся с таким как Дес. Ошарашенный его поведением и реакциями. Тщетно пытающийся бросить курить, расставшийся с женой, долго не видевший сыновей.

Да писателя Брайана Мастерса (Уоткинс («Золотой компас»), того самого автора книги, по которой снят мини-сериал. Интеллигентного «голубого» труженика пера. Поставившего за цель написать книгу-предупреждение, отыскать побудительные мотивы маньяка. Испытывающего к злодею неоднозначные чувства.

Оставшиеся преимущества сериала зиждутся на психологических этюдах и важных моральных темах.

Отношение к маргинальным элементам общества. Как? Вопрошает один из героев сериала, во внешне благополучном английском обществе, мы могли пять лет не замечать регулярных исчезновений молодых людей? Отчего Лондон – кепитал зи грейт британ – стала для сотен юношей и девушек «жестоким городом»? Почему тут оказалось столько бездомных и наркоманов, на которых никто не обращает внимания? Как вышло так, что обществу больше интересна смерть, чем жизнь? Что обездоленным приходится умереть, чтобы привлечь внимание к своему бедственному положению? Как могло случиться так, что общество больше осуждает за то, что делали с мертвыми, а не с живыми? Что начальство ценит больше бабло, чем справедливость, а репутация для них важнее, чем истина? Зачем людей так сильно влечет к ужасному? Можно ли осуждать до суда наплевав на презумпцию невиновности?

Как такового расследования в Des не сады. Виновный известен с самого начала, однако полиции поработать придется. Поиск частей уничтоженных тел (почти без натуралистичных подробностей), обыски у подозреваемого, а главное – процесс установления личностей жертв. Ведь нет имен – не с чем идти в суд.

Постановка откровенно театральна, с массой диалогов, прочих разговоров, и съемок в закрытых локациях (чуток напоминает «Охотника за разумом»). Оператор по мере сил пытается чуток разнообразить происходящее, играясь с резкостью и отражениями – но фишкой проекта это не становится.

Не пожалеют постановщики нежданчика в конце второй серии (всего в наличии три части по 45 минут, в сумме – полнометражный фильм), изрядно меняющего некоторые акценты. Особенностей британской системы правосудия. Подбросят элементы судебной драмы с поединком обвинителя и адвоката в зале суда. Подарят нам качественный разбор сдвинутой психики.

Актуально. Ведь многие ли из нас могут быть уверены  в собственном психическом здоровье?

Эрго. Любопытное «разговорное» исследование извращений людской психики и недоработок социума, с отличной ролью Теннанта.

Режиссер: Льюис Арнольд

В ролях: Дэвид Теннант, Дэниэл Мейс, Джейсон Уоткинс, Рон Кук, Джей Симпсон, Док Браун, Бэрри Уорд, Брона Во, Росс Андерсон, Оскар Гирлянда

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.