ДежаВю (Deja Vu), 2006 — рецензия (обзор)

Вневременной полицейский, или Новое слово в расследовании терактов

Агент Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ Даг Карлин (Вашингтон), расследуя взрыв на пароме, унесший жизни 500 человек, никак не думал, куда приведет его это дело.

А привело оно его к телу Клэр Кучевер (Пэттон), как-то связанной с терактом, и возможности, благодаря секретной правительственной технологии, наблюдать за ее прошлым.

Даг погружается в жизнь погибшей девушки, принимаясь за поиски виновного. Возмездие за смерти людей кажется неминуемым. Но что если всех этих смертей можно избежать?

 

Тема времени и возврата в прошлое всегда тревожила гомо сапиенсов. Вот бы прыгнуть на годик-другой-десять назад, поступить правильно, показать себя во всей красе, фигни не напороть.

Это при том, что время в искусстве зачастую имеет не прикладное, а философское значение. Существует ли оно само по себе, или лишь демонстрирует природные циклы? И если возможно вернутся в былое – какое это окажет воздействие на настоящее? Эффект бабочки нас ждет, или наоборот параллельные вселенные, возникающие в результате неосторожных действий. В общем, спорить не переспорить. Тони Скотт меж тем использовал tempora исключительно в своих утилитарных триллерных целях, особенно не заморачиваясь философскими изысканиями. Не до них.

Получилось волнительно и напряженно. А чего еще нужно от качественного, дорогого триллера?

Первая половина напоминает скорее идеальный детектив, когда умный коп сперва занимается обычной полицейской работой: собирает улики, делает выводы, выстраивает картину преступления. Затем, получив в свое распоряжение небывалый инструмент, на основании своих полевых наработок постепенно вычисляет злодея.

Но даже здесь Скотт не лишает нас динамики. Когда Дагу приходится сломя голову и, подвергая опасности жизни законопослушных налогоплательщиков, нестись в голубую даль на пафосном Хаммере, дабы не упустить гада из сферы зрения прибора.

А уж после промежуточного финала, начинается самая жесть, когда зритель сидит как на иголках и сжимает ручки кресла, наблюдая за эскападами нашего героического агента АТО.

Что такое «Напряжение» и «Саспенс» Тони Скотт знал отлично. И умел по полной программе делиться этим знанием с нами.

Также я не зря упомянул «дорогой» триллер. Все 75 лимонов бюджета видны как на ладони. Жирные массовки, вертолеты и корабли. Беспощадное отношение к технике, крышесносящие взрывы, перестрелки, погони и аварии прямо в ключевых точках Нового Орлеана. Вложились от души.

Плюс интересные эффекты и съемки специальными камерами при показе картинок из прошлого. Смотрится отлично.

Актеры также отработали на твердую четверку. Что для триллера вполне достаточно.

Дензел Вашингтон  («Рикошет» , «Багровый прилив», «Маньчжурский кандидат»,  «Код доступа «Кейптаун»», «Два ствола», «Экипаж», «Великий уравнитель», «Ограды») не показывает особой глубины игры, но успешно блистает харизмой и иронией. А также, что не менее важно — интеллектом и уверенностью. Демонстрируя новые высоты того, на что может пойти влюбленный мужчина.

Агента ФБР Призварра (Вэл Килмер («Снеговик») тут немного, но глянуть на изрядно располневшего актера было любопытно.

Главгад в исполнении невозмутимого Джеймса Кэвизела («Скала», «В поле зрения», «План побега» ) достоверно изображает изрядно двинутого психованного патриота, у которого полностью нарушены логические цепочки.

Клэр (Пола Пэттон («Два ствола», «Варкарфт») – очаровательна, беззащитно-уязвима, при этом способна на самоотверженный поступок. Прям муза для главгероя, влюбиться – раз плюнуть.

Объяснений на тему того «как это все возможно?» Скотт почти не дает. По условиям задачи, ну чего вам непонятно (хоть эти самые условия постановщики периодически меняют на ходу, что не есть хорошо)? Да и его версия природы времени выглядит слабовато. Как и изрядное количество несуразностей, связанных с секретным агрегатом. Но это такое.  Тут у нас боевой напряженный триллер, а вы с глупостями лезете. В принципе постановщик имеет полное право на такую позицию. Жанр позволяет.

Но при всем обилии действия режиссер все же подбросил чуток материала «на поразмышлять». Правда, эта самая пища обнаруживается лишь в самом-самом финале. Весьма интересно, чем в результате стало настоящее Клэр? Параллельной линией? Или той же самой версией событий (откуда тут агент АТО, если ничего не было) лишь с отсутствием одного ключевого события?

Да, и, кстати, еще одна тема для раздумий: является ли потеря четырех дней воспоминаний смертью? Или ДежаВю выручит?

Эрго. Эффектный триллер с фантастическими элементами, качественным напряжением, интересными эффектами и не портящими кашу актерскими работами. Сценарных и логических дыр хватает, но они на удивление почти не поганят впечатления.

Режиссер: Тони Скотт

В ролях: Дензел Вашингтон, Пола Пэттон, Вэл Килмер, Джеймс Кэвизел, Адам Голдберг, Элден Хенсон, Эрика Александр, Брюс Гринвуд, Рич Хатчмэн, Мэтт Крэвен, Донна В. Скотт, Элль Фэннинг, Брайан Хау, Энрике Кастильо, Марк Финни, Шондрелла Эйвери, Джон МакКоннелл, Дэйн Родс, Клэй Стикли, Лорри Хьюстон, Полли Крэйг, Тед Мэнсон, Ивонн Ландри, Брайан Ф. Даркин, Кеннет Ли, Рон Флагг

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.