Город чудес, Беннетт Р.

Роберт Джексон Беннетт «Город чудес». — М.: АСТ, 2019 г. (Серия: Шедевры фэнтези). Третий роман цикла «Божественные города».

«Все чудесатее и чудесатее», или Божественное завершение

Сигруд йе Харквальдссон, скрываясь от сайпурских властей, выпал из «активной общественной жизни». Частая смена мест обитания в глуши Континента. Ерундовые работы, требующие тяжелого физического труда и дающие возможность хоть немного позабыть о скорби.

Так продолжалось год за годом, пока до места, где скрывался Сигруд, не докатилась весть о гибели от рук убийц бывшего премьер-министра Шары Комайд.

Сигруд берется за расследование обстоятельств дела, готовясь к мести за единственного человека, которого он искренне уважал и ценил. Казалось, он был готов ко всему. Но не ко встрече с существом, рядом с которым самые опасные противника старого дрейлинга покажутся детишками, играющими в песочнице.

И, похоже, на кону не только месть за старую подругу. Но и судьбы всего мира.

 

Мир «Божественных городов» (обзор «Города лестниц» тут http://perekat.kiev.ua/город-лестниц-беннетт-divine-cities/ , «Города клинков» тут http://perekat.kiev.ua/город-клинков-беннетт-фентези/ ) не возведен нерукотворным памятником себе, а активно развивается, причем как по пути научно-технического прогресса, так и в политическом, психологическом планах. Этот мало распространенный прием с ходу припоминается, пожалуй, лишь у Аберкромби в поздних томах «Земного круга» (http://perekat.kiev.ua/кровь-и-железо-аберкромби-джо/ ).

Мира Беннетта также оказался живым и не стоящим на месте. Если в первом томе в качестве ручного стрелкового оружия использовались исключительно арбалеты, то уже во втором «огнестрел» перестает быть диковинкой, а в третьем становится повсеместным явлением. Если в начале цикла, автомобили, телефоны, железные дороги на разрушенном после Мига Континенте, лишь начинали входить в практику, а вокзал в Мирграде напоминал скорее полустанок, то сейчас главные вокзалы похожи на произведение искусства, а помимо поездов пассажиров перевозят даже экзотические аэротрамваи. Та же картина с бытом континентцев, развитием городов, промышленностью, торговлей, техническими новинками, повсеместно заменяющими уходящее божественное влияние. Мы можем наглядно увидеть результаты прошедших десятилетий, почувствовать время на вкус.

Причем это касается не только места действия, но и персонажей. Главная протагонистка второго тома превратилась в опытного политика, заслужив прозвище «Матушка Мулагеш». Ветреная юная красотка Ивонна Стройкова стала мрачной, подозрительной, битой жизнью женщиной.

Приемный ребенок Шары достиг подросткового возраста, со всеми положенными пубертатными бурями и «взрослоборчеством». Ашара Комайд, лишившаяся поста премьер-министра, и вовсе отправилась на небеса. City of Miracles во многом становится прощальной песнью, панихидой, «Плачем по Бором…», пардон Комайд. Р. Беннет во всех книгах широко использовал наследие «ушедших на покой» героев в виде дневников, писем, последствий поступков. В третьем томе он сделал еще один шаг. Шара с нами еще и благодаря незаконченным делам. Ведь именно она, выступив своеобразным катализатором, принимала активное участие в событиях, нынче грозящих перевернуть мир.

Делам, а также дочери – чертовски напоминающей молодую Комайд. С одной стороны Татьяна обычный недоросль – неуравновешенный, эмоциональный, взрывной, яростной. С другой – кое в чем, она настоящая дочь своей матери. Увлекающаяся экономикой, способная на озарения, проявляющая твердость характера. Плюс девочка хранит внутри немало секретов.

Но настоящей звездой романа стал Сигруд йе Харквальдссон. Натуральный непобедимый «рояль в кустах» из первого тома, уже в «Городе клинков» стал гораздо человечнее, нес потери, потихоньку прекратив свое тлетворное глобально-неудержимое влияние на сюжет. Нынче Сигруд раскрывается перед читателем как рак, выползающий из раковины, подставляя нашим взглядам мягкое подбрюшье обычного человека. Потерявшего все что можно и что нельзя. Обретшего призрак счастья и не сумевшего его удержать. Воина, живущего местью. Получившего свой третий шанс. Вдруг обнаружившего, что в жизни еще есть за что сражаться. А сражаться у Сигруда по-прежнему выходит лучше всего. Плюс, как мы выясним к завершению, не только это.

Так как основным протагонистом тома является боевой парень Харквальдссон, экшена автор отсыплет нам сполна. Драки, перестрелки, убийства, и кровь. Много-много крови. В чем-чем, а в мягкосердии Сигруда обвинить не получится при всем желании.

Первая треть романа напоминает «крутой» шпионский детектив с расследованием, перестрелками и непременными драками. Сигруд потихоньку разбирается в том, кто виноват в смерти Шары, параллельно раздавая сестрам по серьгам. Затем оказывается, что с главным виновником не по силам справиться даже такой совершенной машине для убийства. И жанровое наполнение книги плавно перемещается к приключению в духе Жюля Верна с элементами хоррора. Неожиданные союзники. Жуткий враг и его клевреты, наворачивающие круги возле героев. Путешествие-квест, полное опасностей. Отчаянная схватка. Потери и неожиданные обретения. Невозможные, судьбоносные открытия. Откровения и осознание, бросающее судьбу мира на последнюю козырную карту.   

И чудеса. Множество чудес. Ужасных, смертельных, таинственных, волшебных, технических, спасительных, судьбоносных. Всяких.

Третий том трилогии посвящен чудесам не меньше, чем полюбившимся героям. Ведь Континент  до сих пор остается чудесным местом.

City of Miracles подробно поговорит с читателем о божественной природе и цикличности. Как появляются вседержители. Что происходит с их чадами. Чем интересны Божественные владения. Какой выбор иногда приходится делать богам. На что они идут, дабы остаться самими собой.

Особо приятно, что в отличие от первых двух книг, где божества (или их наследство) появлялись ближе к завершению, в «Городе чудес» божественное с нами фактически с начала. Причем как в виде антагониста, так и в облике союзников героев. Главгад, кстати, вышел неоднозначным и весьма удачным. Инфернальная угроза постепенно приобретает людские черты, усиливается, растет. Ведь после того, что с ним сделали, сложновато оставаться адекватным, любящим ближних своих существом.

А вот в стремление к справедливому, нравственному миру, неизбежно почему-то приводящее к смертям, крови, грязи автор не верит. Имеет право.

Заодно Роберт прошелся по имперским амбициям и государственной политике, создающей неприятности на свою голову. И неважно, какова их природа: вирусная, радиационная или магическая. Разгребать последствия действий власть имущих приходится всем миром.   

Идейно роман вышел отличным. Помимо ответственности за игры с огнем, Беннетт расскажет нам о выборе и его сложности. Невообразимой власти и отказе от нее. Жертвенности, жизненных целях тех людей, у которых, казалось, не осталось уже никаких целей. Покажет природу прошлого, будущего, самого времени.

Украсив свою работу пронзительным, щемящим, грустно-оптимистичным финалом.

Что особенно ценно, ведь в City of Miracles, писатель закольцовывает историю, начатую десятилетия назад приездом в Мирград некоего Ефрема Панъюя. А точнее еще раньше. Раскрывает истоки событий, их предысторию. Ведает о подоплеках действий персонажей. Красиво подвязывает все нити, оставленные за время двух предыдущих томов. Нажимает на курки ружей, развешанных по стенам. Объясняет мотивацию, остающуюся ранее неясной. Полностью заканчивает историю своих Божественных городов. Начиная абсолютно новую эру.     

В процессе мы заглянем в жутко современный нынче Аханастан, кардинально отличающийся от своей «божественной» версии. Наконец-то, хоть краем глаза увидим второй город мира, столицу цивилизации — Галадеш. Подивимся любопытным особенностям развивающегося Континета, типа скользящего в облаках аэротрамвая.

И снова вернемся в Мирград. Соскучились по нем? Великий город также изменился, стал более спокойным, приятным для жизни, современным.  Но по-прежнему окруженным чудесными стенами и переполненным лестницами, давших ему имя. А также вновь ставший местом божественных «разборок», определяющих судьбу мироздания. Пуп мира (пардон, Престол), что поделать.

Эрго. Отличное завершение, закольцовывающее трилогию. Масса чудес, божественных проявлений, экшена, приключений, идейных заметок. Развивающийся мир, не стоящие на месте герои. Даже жаль расставаться. Может, еще встретимся, а товарищ Беннетт?

P. S. А вот дневников, писем, заметок, расположенных меж главами и создающих глобальную картину, автор в этом томе пожалел. Они остались, но серьезно сократились в объемах и наполнении. В City of Miracles, это скорее расширенные эпиграфы, анонсирующие следующие за ними главы, тонко намекающие на дальнейшее развитие событий. Хорошо, но не то.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.