К звездам (Ad Astra), 2019 — рецензия (обзор)

Не торопись, пьятешественник, или Звездная одиссея майора М.

Жизнь майора Роя Макбрайда (Питт) всегда была связана с космосом. Не удивительно, ведь он был сыном легенды – астронавта Клиффорда Макбрайда (Ли Джонс), первого человека побывавшего на Юпитере, Сатурне, первого отправившегося к границам Солнечной системы в поисках внеземной жизни. Отправившегося – и пропавшего в глубинах космоса.

Однако, спустя 30 лет, когда на Землю один за одним обрушиваются разрушительные Импульсы антиматерии, их связывают их с исчезнувшей экспедицией и самим Клиффордом, слухи о смерти которого, похоже, сильно преувеличены.

И теперь, по мнению начальства, лишь у Роя, отправившегося на Марс, есть шанс достучаться до отца и остановить убийственные Импульсы.

 

Брэд Питт («Спящие» (http://perekat.kiev.ua/спящие-sleepers-1996-рецензия-обзор/ ), «Собственность Дьявола» (http://perekat.kiev.ua/собственность-дьявола-the-devils-own-1997-2/ ), «Мистер и миссис Смит» (http://perekat.kiev.ua/мистер-и-миссис-смит-mr-and-mrs-smith/ ), «Бесславные ублюдки» (http://perekat.kiev.ua/бесславные-ублюдки-inglourious-basterds-2009-рецензия-о/ ), «12 лет рабства» (http://perekat.kiev.ua/12-лет-рабства-12-years-a-slave-2013-рецензия-обзор/ ), «Война миров Z» (http://perekat.kiev.ua/война-миров-z-world-war-z-2013-рецензия-обзор/ ), Ярость» (http://perekat.kiev.ua/ярость-fury-2014-рецензия-обзор/ ), «Игра на понижение» (http://perekat.kiev.ua/игра-на-понижение-the-big-short-2015/ ), «Союзники» (http://perekat.kiev.ua/союзники-allied-2016-рецензия-обзор/ ), «Однажды в… Голливуде» (http://perekat.kiev.ua/once-upon-a-time-in-hollywood-однажды-в-голливуде-2019/) интересный и разноплановый актер. Крайняя на сегодня его работа стала своеобразным моноспектаклем (по типу «Коллектора» Хабенского), снятым в голливудовском антураже со спецэффектами и космическими картинками (эдакий наш ответ одновременно «Марсианину»,«Интерстеллару» и «Человеку на Луне».

Лента вышла чертовски спорной с технической точки зрения и некоторых сюжетных ходов, очень неторопливой, медитативно-философской, со вполне вменяемой идейной основой.

Основная нагрузка картины лежит на плечах Питта и его невозмутимого майора. Сын легендарного астронавта, вынужденный всю жизнь соответствовать репутации отца. С головой погрузившийся в работу, потерявший из-за этого жену и теряющий связь с Землей. Испытывающий (и даже научивший наслаждаться им) глубочайшее одиночество. Воспитавший в себе поистине самурайское хладнокровное отношение к жизни, не принимающее ничего, что могло бы вывести его из равновесия. Человек, переживающий все внутри и не выпускающий своих эмоций наружу. Брошенный ребенок, до сих пор не простивший папане предательства. На протяжении всей картины с нами его закадровый голос, передающий мысли и ощущения Роя – эдакий внутренний монолог майора. Прием, считающийся в кинематографе моветоном, тут вполне на месте, создавая вместе с игрой Бреда достоверный образ протагониста. Астронавта, отправившегося в долгую психологическую Одиссею по поиску себя и нахождению гармонии с окружающими. Еще раз о проблемах «отцов и детей» и необходимости отпускать непутевых родителей (порой, буквально). Ad Astra – одна из «нутряных» работ Пита, где он крайне редко демонстрирует внешние эмоции, создавая образ при помощи внутреннего монолога.

Больше интересных актерских работ в фильме нет (как я уже говорил, Ad Astra это скорее моноспектакль), за одним исключением.

Томми Ли Джонс («Линкольн», «Преступник») и его Клиффорд. Времени старому лицедею досталось с гулькин нос, но Томми справился. Особенно если учесть, что старший Макбрайд с нами не только в финале, но и на протяжении всей картины. Благодаря фотографиям, рассказам о нем, а главное – из-за пары-тройки видеосообщений разных лет. Перед нами настоящий фанатик своего дела, человек которому нечего делать на Земле. Тот, кто сломя голову, стремится в великий Вакуум в надежде отыскать чужой разум, полностью позабыв о своих сородичах.

Ведь, несмотря на то, что в будущем картины человечество уже активно летает на Луну, имеет базу на Марсе и может позволить себе отправить экспедицию к границам Солнечной системы (почему одну?), наша цивилизация притащила в Космос свои худшие черты. Манеру мусорить, где ни попадя, засоряя вакуум железками и трупами в скафандрах. Конфликты из-за ресурсов и разделение Луны на национальные квартиры. Пиратство (!) на Селене (вопрос, где базируются веселые роджеры на луноходах, зачем им конвой Пита, идущий без грузов, и почему военные столь небрежно относятся к сопровождению караванов, оставим на совести постановщиков). Понятно, что пираты отвечают за одну из немногих экшен-сцен в ленте, но к чему выставлять идиетами местных служивых, непонятно. Смотрится сцена нелепо и изрядно непродуманно. Как мы увидим, дальше сценарная проблема никуда не денется. А эстету–майору футболки, видите ли, не понравились.

Не рановато ли устремляться в неведомые дали? – сомневается режиссер ленты. Может сперва стоит порешать домашние вопросы? Изменить менталитет человечества, попробовать устранить людские недостатки, заняться развитием достоинств. Не «загоняться», фанатично бросаясь в объятья холодного вакуума, а опираться на свои корни. Не торопиться за пределы Солнечной системы, помня о том, что база человечества, то, что дает ему силы, все равно останется на родной планете. Не торопитесь бежать из дома! – умоляют постановщики, на Земле еще масса дел. На самом деле, всегда будут такие как Клиффорд, те, кто сломя голову сбегают от быта и обычной ответственности к «черту на рога». Однако всем поголовно стремиться походить на таких пассионариев действительно не стоит. 

Стоит отметить, что при всем «земном», домашнем идейном посыле ленты, картинки космоса хороши, вызывая в памяти «Гравитацию» и «Пространство»). Лунные, марсианские пейзажи, дальние планеты Солнечной системы. Бескрайние просторы космоса с мириадами звезд, яркими точками кораблей, теряющимися в этой невообразимой бесконечности. Циклопическая Международная космическая антенна, крохотный шарик Земли, взлетающие и стыкующиеся корабли. Приятно.

Теперь о том, что чертовски сильно портит впечатление от картины – небрежной работе сценаристов.

Ход событий абсолютно предсказуем, и несется к финалу с неотвратимостью электрички, десятилетиями следующей из Киева в Жмеринку. Никаких «нежданчиков» и финтов постановщики нам не обеспечат.

Некоторые сюжетные ходы повергают в откровенно недоумение. Что это за бибизяны-Халки, без проблем бьющие стекла космических скафандров? А использование лент скотча (который не виски) в качестве изолирующего материала?! Кто прописывал судьбу экипажа «Цефея»? какой сценарный гений? Что это за коллективное харакири?! Опять же, та же ситуация что с пиратами: понятно, чего хотели достичь создатели ленты (одиночества), но почему таким нелепым образом?!

На этом фоне уменьшение расстояний, сокращение времени, необходимого для попадания из точки «а» в точку «б» (Билли, сделай монтаж!), используемые в будущем ретро-ракеты, луноходы и скафандры «родом из 70-х», отсутствие последствии неподчинения Роя приказам и прочие киношные условности, смотрятся еще ничего.

А вот за странноватое отношение постановщиков к законам физики (вне конкуренции «щит», помогающий преодолеть кольца Нептуна – это «пять»!, и такие «шыдевры» там на каждом шагу) им стоит попенять построже.

Места в списке «самых достоверных научно-фантастических фильмов» Ad Astra однозначо не удостоится, за этим к «Контакту». С «предельно реалистичной картиной о космических путешествиях» у Джеймса Грэя откровенно не сложилось.

Эрго. Неторопливый, медитативный моноспектакль в антураже, размышляющий о проблеме отцов и детей, необходимости не торопиться при освоении Космоса и помнить о земных корнях. А вот сценаристам – двойка и в угол на горох. Нельзя же так спустя рукава относиться к реальным физическим, космическим, да, наконец, логическим законам.

Режиссер: Джеймс Грэй

В ролях: Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Рут Негга, Дональд Сазерленд, Кимберли Элиз, Лорен Дин, Донни Кешаварц, Шон Блейкмор, Бобби Ниш, Лиза Гэй Хэмилтон, Джон Финн, Джон Ортис, Фреда Фо Шен, Кайла Адамс, Рави Капур

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.