Аччелерандо, Стросс Ч.

Чарльз Стросс «Аччелерандо». — М.: АСТ, 2020 г. Серия: Звёзды научной фантастики. (Первый роман из цикла «Аччелерандо»).

Рождение постлюдей, или Добро пожаловать в сингулярность/Путь на Амальтею. Финал

Относительно недалекое будущее. Гомо сапиенсы не мыслят себя без кучи гаджетов, «умных очков», имплантов, постоянного пребывания онлайн. Старый мир медленно, но уверенно остается в прошлом.

Новый мир несет с собой свежие вызовы и отношения. Оказывается, у людей нет монополии на разум. Выгрузка людского сознания в сеть становится все ближе. Да и интерес к космосу, после некоторого упадка, возрождается вновь.

Забот, проблем, конфликтов и сомнений у человечества будущего — выше крыши.

Вдобавок люди получают сигнал от инопланетной формы жизни, обещающий новые горизонты.

Однако вместе с новыми возможностями, открывающимися перед жителями Земли, их ждут и новые невообразимые опасности.

 

Неоднозначная, непростая, но мощная вещь. Перед нами роман в рассказах (новеллах), типа «Хранителя», «Стража», «Слуги божьего», «Карпа и дракона». Некоторые из рассказов даже печатались ранее отдельно на русском.

Аччелерандо — постепенное ускорение темпа музыкального произведения, особенно в конце.

Книга не слишком дружелюбна к читателю. Манера изложения, к которой привыкаешь далеко не сразу. Текст «по винця» перегруженный терминами, концептами, идеями, названиями, научными теориями, комментариями, объяснениями достаточно сложных (как минимум для гуманитария) вещей в паре предложений.

На протяжении романа подымаются чертовски любопытные вопросы, к примеру: кто является истинно разумным, что такое вообще разум? Автор подталкивает читателя к принятию возможных перемен. Дело нужное. Пускай, серьезные прорывы в реальной жизни дело не одного десятилетия, но готовиться к изменениям людям стоит уже сейчас.

Не позабыл также Чарльз поразмыслить на религиозные и прочие вечные темы.

Поначалу кажется, что перед нами довольно стандартная картина близкого киберпанковского будущего.

Умные очки, которые не просто оперируют информацией, а обрабатывают ее, фактически думая за хозяина. Импланты, дополнительная память, лишив которой можно оставить человека без части личности. Продвинутые ИИ, обладающие сознанием, к примеру, содружество лангустов (!). Подготовка к выгрузке сознания челов в сеть. Вирусы с IQ. Кризис старого мира, его экономической, правовой, моральной составляющих.  

Мир, в котором отмирают привычные институты, рушатся признанные колоссы, возникают забавные химеры. Скрипящий по швам Евросоюз, застывший в серьезном замешательстве. Гигантский дефицит бюджета в США, свирепствующие налоговые органы, средства, уходящие на погашение долга (я, правда, таки не понял кому). На месте «демократической» России — Нео-СССР, в котором на выборах каждый раз, со все большим перевесом, побеждают неокоммунисты. Страна, упорно воюющая с врагами народа, претерпевающая удары от информационных террористов из Чечни. Последняя из держав пользующаяся операционной системой Виндовс на государственном уровне. Жители планеты, избегающие обычного секса из-за волны эпидемий конца прошлого столетия. Активно практикующие БДСМ, заводящие роботизированных домашних питомцев. Использующие загруженные в сеть сознания кошек для наведения боевых ракет.

Периодически автор делает небольшие «стратегические» вставки, где окидывает взглядом общую картину происходящего по всей земле (и в Солнечной системе). Концентрируясь на некоторых моментах жизни социума будущего, аспектах развития цивилизации, тревожащих человечество в конкретный момент. Без легкого оммажа Галаксии не обойдется.

Годы идут, в каждом новом рассказе, Стросс перебрасывает нас на некоторое время вперед. Все меньше остается привычных читателю моментов, все больше роман уходит в область классической научной фантастики, завораживая полетом фантазии, технологическими свершениями, изменениями, происходящими с людьми.

Возобновление космической экспансии и попыток колонизации планет Солнечной системы. Не за горами и долгожданный контакт с инопланетянами, причем не одними. Тела с общим сознанием – борганизмы. Лавинообразное увеличение количества созданий с искусственным интеллектом, разумных сетевых структур. Правовые и этические вопросы, связанные с возникновением такого разума. Экономические модели будущего. Бангладешское финансовое чудо. Крах Майкрософт. Конец пандемии ВИЧ. Новое поколение, кардинально отличающееся от «пережитков старины глубокой», людей старых эпох, остающихся в игре благодаря омоложению. Поколение, не мыслящее себя без имплантов, апгрейдов, становящееся своеобразными киборгами, модифицированными до (или после) рождения мутантами. Воспринимающими дополнительные девайсы частью себя.

В рассказах, описывающих разные периоды 21 века, меняется темп, настроение, ритмика, способ подачи информации (сравните главы Манфреда и его дочери).

Но и это лишь вступление к поистине грандиозным изменениям, прорыву – Великой Перестройке, появлению и становлению постлюдей. Кардинальному изменению лика людской (а позднее не совсем людской) цивилизации. Продвинутые нанотехнологии. Мета-эволюция. Изменения облика Солнечной системы. Управление подсистемами сознания. Дублирование личностей, иные версии героев. Экономика 2.0. Матрешечный мозг. Ресимуляция.

Завораживающая картина развития человечества становится одной из сильнейших сторон романа.

Центровых героев нам предъявят фактически двух, причем из одного семейства. Хотя нет – трех. Плюс несколько неплохо прописанных второстепенных.

Начинаем знакомство с миром Аччелерандо посредством Манфреда Масха (прозрачная аналогия, не находите?). Умнейший мужик, фонтанирующий идеями. Передающий большинство патентов на свои концепты в Фонд свободного знания. Альтруист, лишенный страсти к стяжательству. «Средневековый менестрель, снискавший расположение августейших особ». Запустивший цепочку событий, приведших к далеко идущим последствиям. Отец Эмбер – второго знакового героя романа.

Эмбер – девочка-гений, один из ярчайших представителей нового человечества. Фактически главный герой книги. Ребенок, с младых ногтей использующий импланты. Развивающаяся непредставимыми для старого поколения темпами. Подросток, склонная к театральным эффектам. Наслаждающаяся средневековым антуражем, историческими играми в монархов былого. Ставшая Ее Императорским Величеством Юпитера. Человек, стремящийся к открытиям, свершениям, познанию.

Познакомят нас и с третьим поколением (а там и четвертым) семьи Масх (кто сказал Сага о Форсайтах в антураже?).

Еще одним шикарным стержневым персонажем стала ИИНеко. Роботокошка (эмуляция живого существа) с мощным ИИ, получившая сознание, развивающаяся вместе с людскими героями. Ироничная матершинница, циник, сноб. Презирающая, а зачастую ненавидящая многих человеков («вот же стерва мясная»). Обладающая запоминающимся стилем речи. Достигшая невиданных высот.

Из второстепенных понравились:

Имам Садек, несущий слово Пророка (да пребудет с ним мир) к Юпитеру (и гораздо дальше). Образ правильного, высокоморального мусульманина, напоминающий читателю, что последователи Мухаммеда это не только безумцы с бомбами.

Пьер – «рыжий, честный, влюбленный», верный паладин Эмбер, попавший под удар гормонов, тяжелых воспоминаний, девичьих манипуляций, собственного непонимания женщин.

Хватает в романе эпичных, научных, ироничных (отдельное спасибо за инструкции для прибывающих на Сатурн), моральных, психологических, религиозных составляющих.

Полотно у Стросса вышло знатным и наполненным до краев.

Эрго. Непростая, перегруженная (особенно поначалу), местами рваная, но откровенно завораживающая картина развития человечества с акцентом на технологических аспектах движения вперед.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.