Беседа меж Вараввой и Пилатом (© Катерина), или Черно-белый спор разума и души, а может Тьмы и Света?
Квартира в многоэтажке. Шум дождя за окном. Двое мужчин за столом. Черный и Белый. Долгий ночной разговор. О Боге, человечестве и самоубийстве.
Один из собеседников — отчаявшийся и уставший. Второй — верующий и вдохновленный, старающийся достучаться до первого.
Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд?
Камерный проект, созданный по одноименной пьесе Кормака Маккарти (2006), ровно на двух актеров, еще и с режиссурой одного из них.
Активно перекликающийся с «Чистой формальностью», но несколько уступающий французскому коллеге.
Сперва кажется, что перед нами обычная житейская ситуация, когда проповедник пытается помочь заблудшей душе, собравшееся сотворить смертный грех. Затем (причем постановщики говорят об этом чуть ли не в открытую) — что мы видим прямого собрата «Формальности». Однако эта уверенность постепенно исчезает, взамен возникает третий вариант об искушении (сомнение – первый шаг) проповедника слугой Отца Лжи. В результате четкого ответа на вопрос – что именно мы увидели – нет. Каждый зритель решает для себя сам.
Перед нами разговорная кино-пьеса о смысле жизни, с безымянными персонажами (даже в титрах просто Черный и Белый), не покидающими пределов одной комнаты.
Важных тем ребята подымут от души.
Жестокость, отчаяние, безнадега, потеря цели, сомнения, дружба, родители, разочарование в людском роде, человеческая жадность и глупость, мировая история, выбор и его последствия. Ответственность, бедность и кулинария. Пьянство, страдание и счастье. Попытки изменить свою жизнь. Размышления, есть ли Свет без Тьмы, а счастье без страданий.
И, безусловно, поговорят с нами о Библии, Боге, порой странных способах пути к Нему, вере, жизни после смерти.
Перед нами столкновение двух кардинально противоположных мироощущений, своеобразный спор-поединок между мозгом, интеллектом, разумом с одной стороны, душой, верой с другой. Но с изрядными нюансами в лице тех, кто воплощает эти стороны. Ведь какой бы идеологический посыл ты не вложил в ленту, его еще нужно донести до зрителя.
Актеры стараются, как могут. У каждого из них есть мощные монологи, а у Джексона еще и настоящая экшен-сцена, полная саспенса.
Черный (Джексон («Время убивать»), «Глубокое синее море», «Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный», «Мстители», «Робокоп», «Мстители: Эра Альтрона», «Тарзан. Легенда», «Дом странных детей Мисс Перегрин», «Конг: Остров черепа», «Телохранитель киллера», «Стекло», «Звёздные войны: Скайуокер. Восход«, «Капитан Марвел», «Мстители: Финал»), отвечающий тем не менее за сторону Света. Простой деревенский парень. Экспрессивный, пылкий, ироничный, развязный, открытый. С добрым сердцем, готовый поддержать упавшего и посоветовать страждущему. Живущий в ужасном районе, полном наркош, пьяниц и прочих маргиналов. Старающийся нести слово Божье даже в эти полные тьмы места. Не чуждый еретическим для канонического христианства мыслям. Считающий что у него нет оригинальных идей, способный, тем не менее, на смелые размышления и выводы. С любимым словом «Голубчик».
Убийца, отсидевший полновесный тюремный срок, усугубивший его тяжкими телесными повреждениям во время драки в узилище. Случайно услышавший глас Божий, кардинально изменивший его жизнь.
Вторая сторона в исполнении Томми Ли Джонса («Старикам тут не место», «Линкольн», «Преступник», «К звездам»). Профессор неясно какой области (очень, жаль, теряется целый пласт личности. Он бездарность? Скандалист? Гений? Учитель или прикладник? ). Не терпящий коллег, себя, да и людей в целом. Заметивший исторические тенденции, криком кричащие о сволочизме гомо сапиенсов. Считающий что во многих знаниях многие печали, но интеллект все равно первичен. Не признающий идеи Бога. Не знавший счастья. Не видящий света и радости, которыми также полон мир, замечающий лишь тень, страдания.
До одури уставший, с пустыми больными глазами. Отчаявшийся, утративший способность обольщаться. Одинокий, со сложным отношением к родителям. Интеллигентный, не любящий слова «нигер».
Жаждущий встречи с Костлявой, как с давней любимой родственницей. Решивший сделать себе подарок на день рождения в виде воссоединения с мечтой.
Он же у нас, по всем раскладам отвечает за интеллект, меж тем свершая действия, не присущие разумному человеку. Сперва кажется, что перед нами действительно адекватный мыслящий гомо сапиенс. Немногословность, мефистофелевский профиль, жуткое бремя понимания исторических процессов.
Постепенно выясняется, что перед нами кондовый мизантроп, сноб, исключительный нарцисс. А его фраза о беспокойстве на тему нежной детской психики является не заботой о ближнем, а еще одной монеткой в копилку самолюбования. Вон, мол какой я хороший, даже в самоубийстве. Герой Джонса с ходу отбрасывает две составляющие из трех, держащие человека на этой земле (Тело, Разум, Душа). Первая – инстинктивная, состоящая из самосохранения и продолжения рода. Ну какой интеллектуал будет уделять много внимания животному началу?! Дети, любовь, семья – это для плебса и быдла. В ту же степь отправляет Белый и третью составляющую – душу. Он не согласен с идеей Бога, снисходительно относится к верующим, абсолютно не задумывается о духовной стороне жизни. Казалось бы – уж второй аспект – творчество, научная работа, открытия, должен держать Белого крепко накрепко. Но и тут не слава богу! Он не любит коллег, не говорит о своей работе, и похоже немногого в ней достиг, несмотря на звание Профессора.
Да что ж тебе хороняка, надо! Пострадать вволю? Сполна насладиться тем, какой ты особенный, никем не понятый? Полюбоваться своей исключительностью, тем как тонко и насквозь ты прозреваешь людскую гнильцу?
И кто в здравом уме назовет такого типа разумным?
Полтора часа в одной комнате, где не происходит ничего, кроме беседы, выдержит далеко не каждый зритель. Постановщики всячески пытаются помочь нам с вами не заскучать. Герои часто перемещаются по комнате, пересаживаются из одного места в другое, ходят в сортир, варят кофе, обедают.
Камера также неустанно в движении, плавая вокруг персонажей, меняя ракурсы и планы.
В общем, мило, но по сравнению с Формальностью, как я уже сказал, проигрывает.
Эрго. Камерный философский киноспектакль с хорошей философско-идейной базой и неплохой работой лицедеев.
Режиссер: Томми Ли Джонс
В ролях: Сэмюэл Л. Джексон, Томми Ли Джонс
P. S. Перевод, когда оба героя говорят одним голосом, не идеальный вариант для отслеживания всех нюансов беседы. Лучше отыскать двухголоску.