Песчаная затравка, или Неторопливое начало великого пути
Сын герцога Лето, Пол Атрейдес, отправляясь в новый дом своей семьи – Арракис, знал, что его жизнь изменится. Но не предполагал, что настолько.
Измены, смерти, фримены, видения. В которых он во главе армии несет вселенной войну и огонь.
Пол не желает себе такой судьбы, но хватит ли у него сил не допустить такого будущего?
Роман Фрэнка Герберта появился на свет в далеком 1965 году, собрав с того времени изрядную базу фанатов и две экранизации, весьма противоречиво встреченные народом. Дени Вильнёв, давний почитатель книги и автор незаурядных фантастических (и не только) фильмов («Убийца», «Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049») решил принести миру третью. Приняв крайне спорное решение снимать ленту в формате двух полнометражных фильмов, (причем судьба второй части зависит от принятия зрителем первой), неужто «Оно» так повлияло? Решение, повлекшее за собой основные проблемы картины. В два с половиной часа Вильнёв вместил чуть меньше половины романа. В результате фильм воспринимается как жутко затянутое вступление, и местами заставляет скучать. По словам Катерины из четырех непременных частей любого творения (завязка, развитие, кульминация, развязка) мы увидели первую с кусочком второй. Дени, ты книгу на четыре части разбивать задумал?
В Part One слишком много затянутых сцен, взлетов/посадок орнитоптеров и прочих космо-летательных аппаратов, хождений по коридорам и улицам, неторопливо поданных видений. Сократи все эти полето-брожения до приемлемых показателей – выиграешь немало времени. Причем я не говорю о действительно важных, атмосферных моментах – красотах мира, особенностях семейства, беседах для раскрытия характеров. К ним претензий немного. Да, понятно, изрядная часть характеров, мотиваций героев, хорошо прописанные в книге, растворились в тумане, а большинство персонажей получили меньше внимания, чем заслуживали. Но это неизбежная, наверно, беда экранизаций. Зато без жутко бесящего спойлера (в книге буквально с первых страниц известно не только о грядущем предательстве, о том, что ничего не изменить, но и имя изменника называется тоже буквально во второй главе) Вильнев решил обойтись.
Пустыни Арракиса снимали в Иордании и ОАЕ, а Калладаном поработала Норвегия.
В целом, с той самой поправкой на кинематограф, Дени вполне адекватно переносит первоисточник на пленку. Каладан полон моря и воздуха. Арракис – барханист и испепеляющ. Атрейдесы – глуповато-героичны, барон — мерзок, Преподобная мать – коварна, Раббан – звероподобен, черви — зубасты, фримены – наглы.
Картинка хороша. Космокорабли подавляют размерами, орнитоптеры активно машут крылышками, черви кокетливо выглядывают из песка, силовые щиты искрят, корабли стреляют и взрываются, ночь пылает пожарами, бойцы рубятся и помирают с криками на устах.
Вдобавок Вильнев угадал с актерами. Практически ни к кому нет вопросов. Разве что за ментатов обидно. Питер – никакой, Хават – жирно-невнятный.
Пол (Шаламе («Родина», «Интерстеллар», «Недруги», «Леди Бёрд», «Маленькие женщины») – актер который до этого не производил на меня ни малейшего впечатления, в Дюне понравился. Дерзкий, гордый юный пацанчик, не испорченный властью, искренне уважающий отца, усердно тренирующийся, способный брать ответственность и думать о людях. Вынужденный резко выходить на первые роли, спасая родительницу и себя. «Дюна» во многом роман взросления, развитию личности Пола уделяется немало внимания. Оставим сейчас за кадром его «читерские» способности предвидения, резкое «окрутевание» после экватора романа и линию избранности. Гораздо более интересны психологические изменения. К сожалению, большинство трансформаций происходит с Полом во второй части, в Part One они лишь намечены. Парни, ждите вторую серию.
Джессика (Фергюсон («Геракл», «Миссия невыполнима: Племя изгоев», «Живое», «Снеговик», «Доктор Сон»). Изысканная «ведьма» из Бене Гессерит, владеющая Голосом, позволяющим управлять людьми, воительница, наложница, так и не ставшая законной супругой Лето. Мать, всем сердцем переживающая за своего первенца. Член ордена, чувствующий свой долг перед ним. Женщина, способная не раз удивить как друзей, так и врагов.
Герцог Лето (Айзек («Драйв», «Из машины», «Люди Икс: Апокалипсис», «Звёздные войны-7: Пробуждение силы», «Звездные войны-8», «Аннигиляция»). Справедливый, благородный правитель, больше заботящийся о своих людях, чем о выгоде. Персонаж, явно повлиявший на появление на свет Эддара Старка. Правда, в отличие от Старка, не чуждый грязной политике и небесспорным с моральной точки зрения действиям. Несколько недооценивший своих противников.
Система безопасности дома Атрейдесов на Арракисе – тема для отдельного разговора. Ну нельзя же так тупить!
Гурни (Бролин (обзор творчества тут ) («Старикам тут не место», «Охотники на гангстеров», «Эверест», «Убийца«, «Дело храбрых», «Мстители: Война бесконечности»), растерявший по дороге певческую грань, но сохранивший образ старого солдата. Матерого волка, готового любого порвать за своего герцога. Впрочем, как стратег Гурни оказался слабоват. Вопросы по поводу безопасности не в меньшей степени могут быть обращены и к нему.
Дункан (Момоа («Конан-варвар», «Неудержимый», «Лига справедливости», «Дикий», «Аквамен»). Учитель фехтования Пола, шикарный боец. Бесшабашный, веселый, отвязный. Не зря так легко сошелся с фрименами. Образ будто создавался для Момоа, и тот оттянулся вовсю.
Чани (Зендея («Человек-паук: Возвращение домой»). Будущая возлюбленная Пола. Выведеная на сцену в самом конце и не сумевшая пока проявить себя.
Стилгар (Бардем («Старикам тут не место», «Ганмен»). Один из лидеров фрименов. Напористый, опасный, плюющий на авторитеты. Его, как и Чани пока немного.
Барон (Скарсгард («Глубокое синее море», «Девушка с татуировкой дракона», «Лекарь: Ученик Авиценны», «Мстители», «Тор-2», «Мстители: Эра Альтрона», «Чернобыль»). Главный антагонист проекта. Омерзительно спокойная скотина. Внушает.
Его племянник Раббан (Батиста («007: Спектр», «Стражи Галактики», «Бегущий по лезвию 2049», «Стражи Галактики. Часть 2», «Мстители : Война бесконечности», «Мстители: Финал», «Армия мертвецов»). Поскольку Фейд-Рота остался там же, где Гурни-трубадур, Зверю приходится отдуваться за двоих. Пока кроме одного проявления гнева и одного – жестокости, мы ничего не увидели.
Экшена в ленте немного, сражения и поединки сняты своеобразно. Впрочем, такой стиль может быть выбран, чтобы показать специфику битвы людей, снабженных индивидуальными силовыми щитами.
Музыка и атмосферность хороши. Вильнёв идет по стопам Тарковского, активно используя медитативные длинноты пейзажей, что несколько сбивает динамику развития, но навевает нужное настроение. Играется с колористикой, четко отделяя цветами локации, настоящее и будущее.
При этом большинство моментов вселенной Герберта оставлено за кадром, у незнакомых с книгой, будет слишком много претензий к недосказанности мира. К примеру, многие из не читавших первоисточник поймут ли, куда в этом мире подевались компьютеры и огнестрельное оружие?
А главное — как я уже говорил — слишком многое приберегли для будущей второй части, которая непонятно когда появится (и появится ли вообще). Как вступление – неплохо (особенно если сократить на полчасика). Как отдельный фильм – есть вопросы.
Эрго. Атмосферная, но чертовски затянутая экранизация первого куска «Дюны». По большому счету – затравка, завязка и самое начало развития сюжета. Актеры молодцы, Вильнев – заигрался.
Режиссер: Дени Вильнёв
В ролях: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон (II), Оскар Айзек, Джош Бролин, Джейсон Момоа, Зендея, Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем, Дэйв Батиста, Шарлотта Рэмплинг, Стивен Хендерсон, Шэрон Дункан-Брюстер, Чан Чэнь, Давид Дастмалчян, Бабс Олусанмокун