Пекарь для человеческих душ. 90 лет назад появился на свет Владимир Павлович Басов

BasovТалантливые люди талантливы во всем. На его примере в очередной раз видим подтверждение этой теоремы. Воевал, и недурно воевал. Начал рядовым, вышел в отставку капитаном. Став режиссером, овладел этой работой абсолютно, оставив нам в наследство два десятка мощных лент. Часть из которых (такие как «Дни Турбиных», «Щит и меч»), навсегда остались в золотом фонде советского кино. Занявшись лицедейством, стал одним из популярнейших актеров СССР. Писал сценарии, озвучивал мультики. И все на высочайшем уровне. По-другому он не умел.

Душа компании, симпатичный и веселый. Тиран и деспот в доме. Обожал машины, великолепно водил. Не любил самолеты, был не прочь попижонить. Всегда считал, что он и движение – близнецы-братья, а жить – значит работать.

Владимир Басов родился 28 июля 1923 г. в городе Уразове. Отец его, философ по образованию, и красный комиссар по должности, погибнет в 1931, во время службы на среднеазиатской границе. Володя с матерью переезжают в город Железнодорожный. Десятилетнюю школу парень заканчивал уже в Москве, а по вечерам пропадал в Художественном училище 1905 года.

Тягу к искусству Басов испытывал практически с самого рождения. А как может быть иначе, если его дебют на сцене состоялся уже в два года в спектакле агитотряда. Чуток погодя, уже в более сознательном возрасте, малец с огромным удовольствием читал стихи, участвовал в  школьной самодеятельности.

«Школьные годы чудесные» завершились для Владимира 20 июня 1941 года. После выпускного юноша твердо решил посвятить свою жизнь кино. Впереди уже виднелись гостеприимно распахнутые двери ВГИКа.

Басов попадет туда только через пять лет. Лет, наполненных кровью, огнем и болью. Вместе с тем однозначностью, слитностью, определенностью понятий. «Страна. Ты. Окоп. Враг.».

Но даже на фронте, в перерывах между боями, Володя не забывал о театральной работе, организовывая самодеятельность и концерты, выступая со стихами.

Закончил войну капитаном, его даже хотели оставить в строю, несмотря на глобальное сокращение армии, но Арею пришлось уступить Музам.

В 1946 Владимир наконец-то поступает во ВГИК. На объединенный в то время актерско-режиссерский факультет.

В 1952-м Басов оканчивает ВУЗ, и уже через год появляется его дебютная, как постановщика, картина (в соавторстве с Мстиславом Корчагиным) – «Нахлебник». Экранизация пьесы И. Тургенева привлекла молодых режиссеров возможностью поразмышлять о личном выборе человека.

Работа над «Школой мужества» (1954), по автобиографической повести Гайдара, тоже начиналась в соавторстве с Корчагиным. Конец интересному творческому тандему положила автокатастрофа. «Школу» (здесь свою первую роль сыграл, в частности, Ролан Быков) Басов заканчивал в одиночку.

Дальше фильмы пошли косяком. Были и боевик на тему гражданской войны «Крушение эмирата» (1955). И революционные «Первые радости» (1957). И производственный роман «Случай на шахте восемь» (1957). И рассказ о тяжелой судьбе вора-рецидивиста «Жизнь прошла мимо» (1958). И пафосная детская сказка «Золотой дом» (1959).

В 1961 Басов доснимает (вместо внезапно умершего Захара Аграненко) производственную драму «Битва в пути». Экономические линии здесь тесно переплетаются с лирическими, а конфликты на работе, с личными драмами. В главной роли молодой и полный сил Михаил Ульянов, а снята картина по популярному в то время роману Г. Николаевой, написанному на основе реальных событий. Результат такого коктейля — первый басовский успех. Около 40 млн. зрителей, 6-е место в прокате 1961 г.

Через год на экраны выходит «Тишина» по роману Юрия Бондарева. История о возвращении с войны, отцах и детях, надеждах и разочаровании, подлецах и хороших людях, украшенная отрицательным персонажем Михаила Ульянова. Ленту не очень хотели пускать в прокат, но после того, как она понравилась самому Хрущеву, все проблемы остались позади.

Тогда же произошел внезапный почти дебют нашего героя в качестве артиста. До этого случилась пара совсем мелких эпизодов, но лишь безымянный полотер из «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия, с молоденьким Михалковым, по настоящему открыл актерскую страницу жизни Басова.

Вновь эпизод, но насколько яркий! Кстати, согласно легенде эта роль досталась Басову абсолютно случайно, так как актер, приглашенный на нее — заболел.

С этого времени в творчестве Владимира постановка новых лент гармонично сочеталась с параллельным созданием целой плеяды запоминающихся образов:

Милиционер в «Операции «Ы» и других приключения Шурика» (1965), директор музея в «Тридцать три» (1965), телережиссер из «В тринадцатом часу ночи» (1968), Пётр Лужин в «Преступлении и наказании» (1969). Тараканий царь Артур Артурович в еще одной классической экранизации Мастера «Бег» (1970). Маэстро Дапертутто в советско-болгарской опере-сказке «Любовь к трем апельсинам» (1971)/ Принц Лимон в эксцентричном «Чиполлино» (1973). Папаша Гекльберри Финна в «Совсем пропащем» (1973). Владимир в «Афоне» (1975). Руайе в «Капитане Немо» (1975). Король Джакомон из «Волшебного голоса Джельсомино» (1977). Певец Родион Синицын в «Мимино» (1977). Волк из «Про Красную Шапочку» (1977). Блок Сайлент в «Новых приключениях капитана Врунгеля» (1978). Командир аэродрома Павел Громов из «Шла собака по роялю» (1978). Заместитель начальника Главка Антон Круглов в оскароносной «Москва слезам не верит» (1979). Стамп в «Приключениях Электроника» (1979). Инспектор Трентон из «Приключений принца Флоризеля» (1979). «Дядя Миша» в «Отпуске за свой счет» (1981). Жак-Пьер Антуан в «Ищите женщину» (1982). Экскаваторщик дядя Вася в «Предчувствии любви» (1982). Адвокат в «Сказке странствий» (1982). Эрнест Биверс во «Время и семья Конвей» (1986). Это навскидку лишь пару десятков персонажей из более чем 80 ролей Владимира Павловича. А теперь взгляните сами – практически все картины на слуху, практически все известны и любимы. И в этом немалая заслуга нашего героя.

Не забывал Басов и о режиссуре:

«Метель» (1964) по повести А. Пушкина, лиричная, пропитанная романтизмом, искренностью, благородством, пусть и не удавшаяся до конца. (Вспомним слова Михаила Ромма: «Даже если удалось выполнить четверть из того, о чем мечтал, это уже счастье»).

«Щит и меч» (1968), одна из многих режиссерско-актерских работ Басова. История советского разведчика Белова-Вайса, стала одной из самых любимых лент про войну у миллионов мальчишек. До появления во всех телевизорах страны Макса Отто фон Штирлица оставалось еще пять лет. Не забываем также о дебюте великолепного Олега Янковского.

«Возвращение к жизни» (1972), о человеке, с помощью любви, сумевшем выбраться с самого дна.

«Опасный поворот» (1972), экранизация пьесы Дж.Пристли с сильными актерскими работами, получившая благодарность от англичан за точное и бережное прочтение пьесы на экране. На счету Владимира Павловича помимо режиссуры, роль Чарльза Стэнтона.

Комедийный водевиль «Нейлон 100%» (1973), об извилистом пути жутко дефицитной нейлоновой шубки, попавшей в комиссионку.

«Дни Турбиных» (1976), донедавна единственное обращение к булгаковской истории о Белой гвардии. Поставленная по повести Михаила Афанасьевича (серьезно отличающейся от любимого мной романа), наполненная идеологией, но все равно до боли близкая и родная. А какие потрясающие образы, в частности Мышлаевский в исполнении нашего именинника!

«Факты минувшего дня» (1981), рассказ о буднях крупного горнодобывающего комбината в Заполярье. О совести, отношению к природе, людям и ресурсам.

«Время и семья Конвей» (1984), по пьесе Джона Пристли. История одной семьи, показанной с промежутком в 18 лет. Басов считал эту пьесу лучшей в творчестве Пристли, и работал над картиной с огромным удовольствием.

«Семь криков в океане» (1986), о пассажирах первого класса океанского лайнера, внезапно ставшего приманкой для вражеских подлодок. О поведении людей в критической ситуации. Людей, рассчитывавших весело провести рождественскую ночь, а взамен выяснивших, что эта ночь станет для них последней.

Еще в 1974 года у Басова случился инфаркт. Ровно через десять лет его накрыло инсультом. Первым. Догоняли военные годы, контузия. 17 сентября 1987 года – второй. Смертельный.

Басов был уникален. Он никогда не переходил из режиссуры в актеры, и не отделял одного от другого.

Жил «на полную» только тогда, когда снимал. И «на протяжении всех тридцати лет делал одну и ту же картину, все время одну и ту же, главную картину – о совести людской».

Год за годом «пек свой хлеб, и старался, чтобы хлеб был добрым и нужным». Хлеб, насыщающий не желудки, но сердца и души.

Спасибо за вкусную пищу. И, вечная память.

Запись опубликована в рубрике ЛЮДИ КИНО с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.