1812: Уланская баллада (2012) — рецензия (обзор)

Что такое улан супротив гусара? Да все равно, что плотник супротив столяра!

Эскадрон мушкетер летучих или что, опять неуловимые?!!

1812 год. По необозримым просторам нашей родины рыщут толпы иноземцев из «Великой армии» Наполеона и трое бравых улан Горжевский (Безруков), Кикнадзе (Белый), Птуха (Дужников). Вдохновленные примером неизвестного им хорунжего Попова 13, сии бравые воины жаждут пленить самого Боанапарте. Ну вы понимаете, французский император частенько ездит в сопровождении десятка всадников в красивой карете по пустынным лесным дорогам. Планы коварные строит. А тут бац! И целых трое улан! В общем, отбиться от бравой троицы французам удалось только с помощью артиллерии, и тяжелых бомбардировщиков. Ну ладно, ладно, пушек хватило, хотя это и оскорбительно для уланского мундира.

Свидетелем данной эскапады стал некий вьюнош дворянского происхождения Алексей Турусов. Смекнув, что Наполеон едет в хорошо знакомое ему имение Давыдовых, отважный отрок загорается идеей самому пленить злодея. Все-таки эманации Попова 13 жутко заразительны.

Все естественно пойдет наперекосяк. Но в процессе молодой Д’Арт… простите Турусов встретит свою любовь, познакомится с тремя мушкет…, простите уланами и отправится на выполнение жутко опасного задания. Вы не поверите, но оно таки будет связано с драгоценностями!

Современное историческое российское кино регулярно кидает из крайности в крайность. То на свет появляется на удивление адекватное и запоминающееся «1612: Хроники Смутного времени», то наоборот зрителю предъявляют отъявленную пургу типа «Господа офицеры: Спасти императора». Вспоминая по большей части приятное впечатление от «1612», и заметив среди актеров весьма мной уважаемого Безрукова, решил посмотреть новую попытку нашего ответа Чемберлену. Тем более 5 лимонов бюджет, и отнюдь не рублей. Для нашего кино вполне достойные средства.

К сожалению, они пошли не впрок. Причем в процессе просмотра регулярно задаешься вопросом: «Где деньги, Зин?». И только «Кинопоиск» дал на него ответ. Оказывается, специально для съемок пошили аутентичных исторических костюмов на 400 человек. Практически все используемое оружие, было действующим и антикварным. Многие детали костюмов и аксессуары подлинные, и опять же антикварные. Художник по костюмам лично находила ткани, веера, перчатки и камеи на блошиных рынках разных стран. Вот! Вот кто во всем виноват! Как кто? Художник по костюмам, конечно. Это он подлец (или подлица?) скупил под корень блошиные рынки разных стран! (ну и Сергею Витальевичу, я думаю, тоже малехо деньжат перепало).

Что самое обидное, все эти заморочки с аутентичным оружием и костюмами им помогли как мертвому припарки. Потому как, внешний вид это конечно приятно, но оказывается — далеко не главное. И все эти уланки, значки, лацканы, петлицы, лампасы, репейки, султаны, сабли, и, прости господи, ментики (гусары, молчать!), не могут скрыть убожества постановки. Ну не в силах вы распорядится наличной массовкой с толком, так не трогайте грязными руками Бородинское сражение. Пусть оно пройдет где-нибудь за кадром, а к зрителю донесет лишь клубы дыма и пушечную пальбу. Или снимайте общие свалки, как в великолепном «Эскадроне гусар летучих» (мы не раз сегодня вспомним еще этот шикарный фильм) — издалека в соответствующем антураже и ракурсе. Так нет. Они со своими несчастными 4 сотнями статистов сякаются на битву, в которой участвовало около 300 тысяч, и выглядит это настолько убого, что хочется горько рыдать в подушку. Ключевой момент всей битвы, блин: по пустынному полю носятся друг за другом несколько сотен красиво наряженных (не спорю) прекрасных мужчин (© Экслера), изображая тысячные толпы.

Вдогонку еще один вопрос, кто у них занимался постановкой боев? Понятно, что сабельное фехтование (точнее рубка) , это немного другое, чем классические шпажные поединки, привычные нам по французскому кино. Но! Если вы уже взялись за такое довольно сложный и непривычный зрителю вариант, сделайте его качественно! Ведь не оскудела земля русская фехтовальщиками, не оскудела. Или опять же воспользуйтесь опытом «Эскадрона», где концентрации на сабельных поединках нет вовсе, и фильм от этого ничуть не теряет. В «Балладе» фехтовальных драк масса, настолько много, что к середине ты их практически перестаешь воспринимать. Они чертовски однообразны, неправдоподобны и скучны. Враги дуплят, хуже чем компьютер на легких уровнях в стратегических играх. Три улана по любому всех порубают, даже не вспотев. Типа главный герой все никак не определится, умеет он фехтовать или нет, при этом частенько вспархивая с саблей наперевес, аки голубь небесный.

Теперь пару слов о том, как это все снято. С первых кадров режет глаз абсолютно дикий монтаж. К чему монтировать общие планы чуть ли не с деталью, когда это не несет абсолютно никакой смысловой нагрузки? А фанатичное увлечение режиссера рапидной съемкой начинает бесить уже на исходе получаса (Бекмамбетов, блин!). И в результате, вместо того, чтобы подчеркнуть ключевые моменты, расставить акценты, украсить картинку, этот самый эффект замедленного воспроизведения (slow motion) тупо тормозит развитие сюжета, напрочь сбивает темпоритм фильма, и вызывает желание поставить на ускоренную перемотку.

Плюс я не совсем прохавал сверхидею режиссера, впрягшего в одну телегу трех мушкетеров с Денисом Давыдовым. Понятно, что пересъемка старых советских хитов стала в последнее время манией, но до такого «ремейка», пожалуй, еще не додумался никто. И бог бы с ним, по большому счету, дело не наказуемое, будь это все прилично сыграно. Но и с этим не срослось. По стилистике фильм ближе к «Мушкетерам» Боярского, чем к «Эскадрону» Ростоцкого, но если у Юнгвальд-Хилькевича вышел классический комедийный мюзикл, не без морали, с шикарными актерскими работами в охотку, то тут получился некий заводской капустник с натужными хохмами. Хотя пара удачных шуток все же промелькнула, надо отдать должное. Что касается расшаркивания пред «Эскадроном» (кстати, насколько при серьезности поднятой там темы, тот сильнее «Баллады» даже на ее поле, в области юмора), абсолютно не понял издевательства над песнями на стихи Давыдова. Ну не певец Безруков, не певец. Жутко это звучит.

Плавно завершим наш рассказ разбором актерских достижений «Баллады». Главный герой — актёр Калининградского областного музыкального театра Антон Соколов, мало того что ужасно загримирован, так еще и играть практически не умеет (или еще не научился, хотя 28 лет, уже не мальчик). Причем с самых первых кадров мы понимает, что дела не будет. Его мимика при виде бравых улан, скачущих за каретой, достойна в лучшем случае первокурсника профильного вуза. Продолжение не лучше, деревянненький он, в общем. Даже на постер, бедняга, не удостоился быть помещенным (кстати, а кто вообще эта пара на картинке?). С тремя братьями-акробатьями ситуация однозначно получше, но только на фоне главгероя. Сергей Безруков галантен, как всегда харизматичен, но на полную абсолютно не выкладывается. Анатолий Белый, на удивление адекватно-грузинен, и даже отпускает несколько неплохих хохм. Станислав Дужников вяловат, и до уровня соулан не дотягивает. Но никто из них не выдерживает никакого сравнения ни с великолепными мушкетерами Юнгвальда-Хилькевича, ни с Давыдовым Ростоцкого. А сравнения не то, что напрашиваются, нам их буквально тыкают под нос на каждом шагу. Кто действительно неплох, так это старый добрый Буржуй — Валерий Николаев. Абсолютно спокойная личность, безо всяких моральных оков, из серии «ничего личного, только бизнес». Хорош, чертяка!

Барышни тоже не впечатлили. Беата (Анна Чиповская), не особо то и красива, а в этом ее чепчике, так и вообще страшненькая. И Ольга Кабо, которую определили на роль ее служанки. Эх, будь Олечка помоложе, она б им показала игру страстей, Чиповская бы нервно курила в углу.

Эрго. Абсолютно повальное кино, со слабо заинтересованными артистами в красочных мундирах, снятое на уровне комсомольского капустника, поддерживаемое на плаву разве что главным злецом. Но даже он бедняга, один не справляется. Главной заслугой фильму можно поставить лишь острое желание после него пересмотреть «Эскадрон гусар летучих». Но для этого, в принципе, вовсе не обязательно тратить час-сорок на «Балладу».

P. S. Почему им никто не рассказал о существовании шрапнели? Понятно, что ее показать сложнее, чем банальные разрывы, но все решаемо, и представьте, насколько ярко можно было бы подать разлет сотен стальных шариков. А то наполеоновские артиллеристы выглядят сущими придурками, гася по кавалерии ядрами.

Режиссер: Олег Фесенко

В ролях: Сергей Безруков, Антон Соколов, Анна Чиповская, Анатолий Белый, Станислав Дужников, Валерий Николаев, Алексей Макаров, Борис Клюев, Эрик Фратичелли, Гедиминас Адомайтис, Ольга Кабо, Егор Пазенко, Дмитрий Исаев, Сергей Журавель, Павел Делаг, Владимир Гостюхин, Светлана Меткина, Дрыга Света, Антон Макаренко

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: 1812: Уланская баллада (2012) — рецензия (обзор)

  1. Аноним говорит:

    «Уланская баллада»-одно из самых ущербных творений российского кино последних лет.Вы рассматривали его с профессиональной точки зрения,чего оно не заслуживает,я понимаю.Но я бы не удостоил его внимания,кроме как в целях защиты нравственно ориентированных людей от риска нарваться на подобную лобуду.А так спасибо-обзор в точку.

  2. Леша говорит:

    А разве тогда уж шрапнель придумали? Мне казалось, только картечь еще, а шрапнель уже позжа…

    • Imra говорит:

      Гранаты конструкции Шрэпнела приняты на вооружение британской армии в 1803 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.