Она приковывает взоры приехавших на ЮБК даже раньше безбрежной морской равнины. В ее тени так просто ощутить недолговечность человеческой жизни. А суровая и чеканная красота западет вам в сердце навсегда.
Ай-Петринский (с греческого «Святой Пётр») горный массив, либо яйла (плато) площадью более 300 км2, начинается от Байдарского перевала, на востоке переходя в Ялтинскую яйлу.
Наиболее известная часть массива – гора Ай-Петри (1234 м.), нависающая над Алупкой и Кореизом. Гора, в ясный день, отчетливо видная практически из любой точки центра Южного берега Крыма. Самая ветреная точка Украины, на которой вдобавок отмечено максимальное количество туманных дней. Увенчанная короной, зубцами которой стали четыре крупных (высотой 60-80 метров) и ряд более мелких выступов. Место, куда протянута канатная дорога из Мисхора. Канатку, длиной почти три километра, строили два десятка лет, с 1967 по 87 гг. В ее составе один из длиннейших безопорных пролетов в Европе (1670 м).
Помимо позитива, памятная аварией в августе этого года, когда 75 человек провели в кабинках на верхотуре около девяти часов.
Возможно из-за того, что после аварии прошло не больше месяца, обстановка при подъеме отличалась некоторой нервозностью. Уже на станции «Сосновый Бор» (канатка состоит из трех станций, на второй пассажиры переходят в другой вагончик), невысокая женщина с блестящими глазами, конечно же, вспомнила о недавнем инциденте. «Невесело тут, наверное, висеть», сквозь зубы бросила она. Рядом нервно хихикнул какой-то мужик, и народ с преувеличенным вниманием переключился на красоты пейзажа. Особым комфортом, кстати, подъем не отличается. Набивается в вагончик до 40 человек, возле окон места не хватает, к тому же стекла явно не мешало бы помыть. Когда 15-минутное путешествие закончилось, все покидали кабинку с заметным облегчением.
Но все неудобства пути, с лихвой компенсируются шикарным видом с вершины. Весь ЮБК как на ладони, до самого Аю-Дага. Под ногами проплывают облака, а возле самого горизонта, виднеется силуэт уходящего вдаль корабля.
Знатоки, кстати, рекомендуют перед покорением Ай-Петри следить за погодой (при сильной облачности вы ничего кроме этих самых облаков с вершины не увидите), и не забывать теплые вещи.
Вскоре замечаешь кучу строений, образующих странную смесь базара со столовой. Помимо изрядного количества лоточков с восточными специями и сувенирами, все остальное место возле верхней станции канатки заставлено заведениями общепита.
Еще внизу, в ожидании вагончика, обратил внимание на навязчивую видеорекламу одного из ресторанов. «Неужто на Ай-Петри делать нечего, кроме как брюхо набивать?». Создатели видеошедевра в этом твердо уверены, подталкивая тебя к чревоугодию еще у подножья.
Через некоторое время перед путешественником встает вопрос возвращения на грешную землю. Вариантов три. Либо заплатить еще 65 грн. за билет на канатку (внизу оплачивается дорога в одну сторону). Либо воспользоваться услугами бойких парней с маршрутными такси (цена вопроса та же, подороже берут за экскурсионный спуск с заездом к водопаду Учан-Су). Либо отправится в обратный путь пешком, прямо по поросшим лесом склонам горы.
Благо тропинок вниз хватает. Самой безопасной считается ведущая к Кореизу, по которой иногда гасают экстремалы — велосипедисты. Безумству храбрых поем мы песню. Там даже пешком кое-где спускаться скользковато. Особенно после дождя.
Но красота божественная. Вековые сосны соседствуют с целыми россыпями молоденьких ростков. Из-за камня кокетливо выглядывают нежные синие цветы. Между стройных рядов деревьев внезапно открываются шикарные панорамы Ялты или Мисхора. Каменные глыбы перемежаются глубокими оврагами. А воздух, пронизанный ароматами хвои и легким бризом с моря, окутывает тебя волшебными объятьями сильфиды.
И так все два часа спуска.
Вот уже слышится звук и доносится вонь машин с Южнобережного шоссе. Все чаще встречаются следы пребывания человека в виде кострищ и пустых бутылок.
Мы возвращаемся из горно-лесной сказки в реальность. Унося с собой частичку царственного дыхания Ай-Петри. Горы, бывшей на этой планете задолго до нас, и будущей здесь, когда нас давно не станет.
Места, дающего силы жить, и любить мать-землю еще сильнее.
Спасибо. Интересный обзор и изумительные фотографии. Но… не оставляет чувство стыда и беспомощности. Простите.