Этаж смерти, Чайлд Ли

etazh_smertiЛи Чайлд «Этаж смерти». —  М.: Издательство ЭТП, 2004; (первый роман серии Джек Ричер)

Профессионал на службе справедливости, или Идеальный американец.

Бывший майор военной полиции Джек Ричер, полгода назад уволившийся из армии США, решает в корне изменить свою жизнь.

Отныне никаких сотовых телефонов, никакого имущества, кроме того что на плечах, никаких обязательств и ближайшее время никакой работы (благо выходное пособие позволяло какое-то время не думать о хлебе насущном).

Взамен всего этого свобода и путешествия. Ведь Америка большая, а Ричер ее до сих пор толком и не видел.

Все шло хорошо, ровно до того момента, пока Джека не занесло в маленький городок Маргрейв, штат Джорджиа. Захотелось, видите ли, отставному военкопу взглянуть на место смерти гитариста Слепого Блейка, отошедшего в мир иной еще 60 лет назад.

Посмотрел. И влип точнехонько в мутную историю с убийством. Точнее двумя.

Точнее…

В общем, с каждым часом от этой истории воняло все хуже и хуже.

И, похоже, Ричеру таки придется разобраться в происходящем. Ведь, как вскоре выяснилось, это дело становится для него весьма личным.

 

Британский писатель Джим Грант (ставший впоследствии Ли Чайльдом) взялся писать из-за денег. Точнее их отсутствия. Ведь в 1995-м Джим вылетел из телекомпании, где проработал почти 20 лет. Нужно было за что-то кушать, и Грант взялся за писательское ремесло, погрузившись в жанр «крутого детектива», и выбрав местом действия Америку, в явном расчете на огромную тамошнюю аудиторию.

И вы знаете, шоб у нас всех то, что делается ради заработка, так качественно получалось. За 17 лет Джим создал шикарную серию (на русском издано уже два десятка романов) боевого детективного триллера, унаследовав лучшие черты титанов этого жанра типа Чейза или Чандлера, и по возможности учтя их недоработки.

Повествование ведется от первого лица, наполнено деталями, внутренними монологами героя, чем отлично раскрывает как его внутренний мир, так и нюансы конкретного, окружающего Джека социума.

Слог у Ли на удивление хорош (даже перевод его не сильно портит), книга читается легко и вкусно.

Действие развивается неспешно, картина происходящего рисуется неторопливыми мазками, повсюду разбрасываются смысловые «манки», крайне важные для развития сюжета и разгадки тайны (как выясняется позднее).

Детективная линия на уровне, Ричер действует как хороший профессионал, «расследуя» происходящее, собирая информацию, анализируя, думая, сопоставляя.

При этом Чайлд никоим образом не забывает о «боевой» стороне дела. В романе полно перестрелок, драк, трупов, зубодробительных подробностей.

Не обойдется и без очаровательных дам (в каждой книге новых, ну не сидится герою на одном месте!).

В общем, будут довольны и поклонники чистого, и поклонники крутого детектива.

С теми, кто считает, что Ричер крут до невозможности (иногда даже чересчур), местами соглашусь. Только замечу, что дело даже не столько в его ТТХ и умениях (хотя и в этом тоже). Всегда может найтись противник больше, сильнее или умелее его. Но Джек никогда не позволяет гневу застилать взор, постоянно используя в сражениях не только силу, но и разум.

Такой талант встречается гораздо реже, чем рост под два метра и отточенное умение убивать.

Вдобавок наш протагонист пользуется всем арсеналом, который находится в его распоряжении. Старые армейские связи, огромный опыт полицейской службы, аналитические способности. Не брезгует консультироваться с профессионалами в сферах, где сам не обладает достаточными знаниями.

Но в отличие от постановки с Крузом (обзор тут http://perekat.kiev.ua/джек-ричер-jack-reacher-2012-рецензия-обзор/), где от ощущения комикса (не Ричер, а Бетмен в кожаной куртке) так и не удилось избавиться, в книгах Джек не выглядит настолько явным супергероем.

Он терпит поражения, получает по морде, тупит, не использует информацию, идущую ему в руки, временами сомневается (не показывая этого окружающим), иногда даже впадает в отчаяние.

Но основная разница между ним и обычными людьми в том, что Джек не позволяет своим сомнениям брать верх.

Он твердо знает, что нужно верить в себя и свою способность справится с любой проблемой.

И передает кусочек своей уверенности читателю.

Вдобавок Ричер и человек хороший. Спокоен, не агрессивен без нужды, неплохой собеседник, интересный, неглупый, хорошо разбирающийся в музыке, истории.

Плюс не забываем, Чайлд создал (причем, скорее всего, абсолютно осознанно), знакового, культового для Америки персонажа. Эдакого идеального американца, в его раннем, мифологизированном варианте.

Судите сами. В Штатах, все время своего существования обожествлявших свободу, в последние годы этой самой свободы становится все меньше.

Закручиваются гайки, ради иллюзорного чувства безопасности силовым структурам выдается все больше и больше полномочий.

В общем, Америка фронтира остается лишь в вестернах, комиксах, да в книгах Чайлда.

Где еще читатель последит за приключениями американца (причем долгое время служившего в армии), свободного от всего того, что для читателя составляет давно осточертевший смысл жизни.

Дома, машины, семьи, работы, телефона, наконец. Независимого, сильного, умелого. Уважающего чужие границы (по крайней мере, честных сограждан), и не дающего никому посягать на свои.

Американца, ставшего воплощением духа изначальной Америки. Американца, воплощающего независимую справедливость, не нуждающуюся в одобрении и поддержке общества. Рыцаря этой самой Справедливости, роль которого раньше исполняли лишь супергерои, обладающие сверхспособностями, либо кучей бабок.

Плюс роад-муви, от которой в США просто млеют.

Что, забавно, при всем этом Чайлд отнюдь не заставляет своего героя дергать за усы по-настоящему опасных тигров, типа федеральных государственных структур.

Противники Ричера всегда действуют за гранью закона, и не могут официально задействовать всю мощь госмашины, максимум продажных служащих.

Тоже правильно, ведь стремление к справедливости, и к суцициду – абсолютно разные вещи.

Эрго. Шикарный представитель «крутого» детектива, с культовым для населения Штатов протагонистом, способным придать читателю капельку уверенности в том, что зло не избежит наказания. Даже если власти, как обычно, позабудут выполнить свою работу.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.