Черная книга (Zwartboek (Black Book), 2006 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

Пепел Клааса вновь стучит в их серца, или Иудейская Мата Хари

Рахиль Штайн (ван Хаутен) могла быть довольна своей жизнью. Молодая, красивая, талантливая женщина. Успешная певческая карьера. Пускай и на уровне кабаре. Мужчины, деньги. Все в ажуре.

Был лишь один нюанс, которому до поры до времени Штайн не придавала ни малейшего значения. Ее происхождение из богоспасаемого народа.

Еврей. Немец. Англичанин. Голландец. Русский. Да какая, в сущности, разница?

1 сентября 1939 года выяснилось, что разница все же имеется.

Военные ветра разлучают Рахиль с семьей, и заносят ее в Голландию, где находятся добрые пускай и ужасно занудные люди, давшие убежище беглой еврейке.

Проходят годы, и становится ясно, что Рейх обречен. Казалось, остается лишь дождаться освободителей, и с легким сердцем встретить победу.

Но, как известно человек предполагает…

В результате роковой случайности схрон Рахиль раскрыт, ее тихой и скучной жизни наступил конец.

Теперь Эллис де Фрис (некогда Рахиль Штайн) член Сопротивления, играющий в смертельные шпионские игры с гестаповцами Людвигом Мюнтце (Кох) и Гюнтером Франкеном (Кобус).

Франкеном, которому Рахиль страстно хочет отомстить. Ведь он самолично виновен в том, что Штайн осталась одна на всем белом свете.

Или не самолично, и к предательству причастен кто-то из Сопротивления?

 

Пол Верховен (рассказ о режиссере тут http://perekat.kiev.ua/нещадный-сатирик-из-страны-тюльпано/) – один из немногих европейских режиссеров ставших своими в Голливуде, и подаривших миру несколько картин, достойных золотого фонда мирового кино. «Вспомнить всё», «Робот-полицейский», «Основной инстинкт», «Плоть и кровь». Эти ленты могут нравиться или нет, но забыть их невозможно. Не в последнюю очередь благодаря прямоте и бескомпромиссности режиссера, для которого практически не существует табу. Режиссеру, прослывшему самым дерзким и уверенным сатириком Голливуда, и заядлым критиком капиталистических ценностей.

Творчество Верховена делится на три этапа. Первый голландский. Голливудский. И возвращение на родину. «Черная книга» открывает второй голландский этап творчества Пола. Далеко не такой плодотворный, как хотелось бы зрителю (даст бог, все еще изменится). Идея картины посетила Верховена в далеком 1977 году, во время работы над «Солдатом королевы», стильной и  психологичной истории о судьбах четырех друзей, попавших в жернова Великой бойни. Как видите, между идеей и воплощением прошло долгих 19 лет. Между прочим, фильм стал самым дорогим голландским проектом за всю историю, и даже эти 16 миллионов иссякли еще до окончания работы.

Что в принципе не удивительно: многолюдные массовки, машины, мундиры, платья и оружие 40-х. Это конечно не озеровские эпопеи, но тоже внушает.

Но Верховен не был бы Верховеном, если б остановился только на антураже. Лента вышла откровенной, безжалостной и провокационной. При этом пастельной и уютно-европейской.

И, конечно же, Пол не отказал себе в удовольствии намешать тут побольше жанров. Трогательное повествование о судьбах евреев сменяется напряженным триллером спасения. Шпионские зарисовки переплетаются с убойным боевиком и мелодрамой. Завершаясь детективной линией с нежданным результатом.

Все части пазла воплощены талантливо и профессионально. Начало берет за душу и вышибает вас на меланхолию. Напряжение линии «разведчик в тылу врага» зашкаливает. Боевик снят в лучших традициях эпохи 40-х. А детективный триллер подбрасывает загадку за загадкой и нагнетает немало саспенса в процессе их решений.

Но дело даже не в этих, бесспорно необходимых для хорошего кино составляющих.

Zwartboek в первую очередь интересен психологической многогранностью рассказа о войне. Никаких «ура, да здравствует!», никаких патетичных, «правильных» действий.

Лишь война. Состояние, способное вызвать одну только ненависть, иссушить изнутри, превратить  нормального человека в истекающего злобой робота.

Причем не только в отношении противника-нациста. Но и касабельно своих же голландцев, пытающихся выжить, работая на немцев. «Обрить, обмазать дегтем и к стенке».

Никакого прощения, никакой памяти крови, никакой морали и этики.

«К стенке». Сосредоточено так, по-деловому.

Дальше. Положительные герои также отнюдь не безгрешны.

Даже Гербен Кёйперс (де Линт), вроде как рыцарь без страха и упрека, легко способен обменять 40 еврейских смертей на жизнь сына.

И, наоборот, среди нацистов встречаются адекватные персонажи. Людвиг Мюнтце, способный понять, наконец, что хватит лить кровь. Или его денщик, идущий на преступление ради своего хозяина.

Скажем прямо редкий подход к кино о войне, где свои исключительно благородные «разведчики», а ихние понятное дело «гнусные шпионы».

И, конечно же, без Кэрис ван Хаутен «Черная книга» никогда не стала бы, такой как она есть. Ее Рахиль, превращающаяся из безобидной стрекозы в опасную осу, способную ужалить так, что мало не покажется, однозначно лучший персонаж картины. Использующая тело, как оружие, но все равно способная любить. Теряющая близких и дорогих людей, но остающаяся той, кто может разглядеть за вражеским мундиром человека.

Кстати, все отследили, что Рахиль Штайн и Красная жрица Мелисандра из «Игры престолов» одно и то же лицо?

Эрго. Откровенное и талантливое кино о европейском тыле во время второй мировой бойни, палитра которого залита далеко не только черной и белой красками. Способное порадовать зрителя качественным смешением жанров и хорошей главной ролью.

Режиссер: Пол Верховен

В ролях: Кэрис ван Хаутен, Себастьян Кох, Том Хоффман, Халина Рейн, Вальдемар Кобус, Дерек де Линт, Кристиан Беркель, Дольф де Врис, Питер Блок, Мишель Хайсмэн, Рональд Армруст, Фрэнк Ламмерс, Маттиас Шонартс, Джонни Де Мол, Ксандер Страат, Диана Доббельман, Рихт Ледди, Лидевиж Малер, Питер Тидденс, Гийс Нейбр, Дирк Зеленберг, Мишель Де Йонг, Йобст Шниббе, Борис Саран, Джек Вехт, Жаклин Блом, Сет Камфуйджис, Херман Берман, Скип Гере, Берт Луппес, Мариса Ван Эйле, Хелин Менёр, Бас Ван Дер Хорс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.