Цветы войны (The Flowers of War (Jin líng shí san chai), 2011 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruПобедители Ареса, или И без Бэтмена справились!

Как занесло в разбитый бомбами Нанкин 1937 года простого американского гробовщика Джона (Бэйл), мы так и не узнаем. Зато мы точно знаем, чего хотел Джон, пробираясь по разрушенным улицам, под пулями японских солдат. Заработать.

Именно эта страсть вела его в Винчестерский собор, где в профессиональных услугах гробовщика крайне нуждался погибший настоятель.

Однако, оказалось, что прибыль ему не светит. Зато светит знакомство с целым борделем, и нехилый груз ответственности за судьбы юных учениц монастырской школы.

По поводу которых, новые хозяева Нанкина имеют свои, вряд ли обрадующие девочек, планы.

 

Взятие в декабре 1937 года, Нанкина, тогдашней столицы Китайской Республики, в местных источниках получило название «Нанкинской резни». По информации соотечественников Лао Цзы, тогда погибло более 100 тысяч солдат и мирных жителей. Японская сторона называет такие цифры изрядно завышенными, а иногда вообще намекает на фальсификацию.

«Цветы войны» — китайский проект, и, естественно, настаивает на своей точке зрения. Японцы в картине выглядят, мягко говоря, неприглядно. В основном, это озверевшие от адреналина и крови животные, либо тупые солдафоны. И даже лучший из них, меломан-полковник, в конце концов, умывает руки, заслоняясь приказами начальства.

Лента поставлена по роману Джелин Йен «Тринадцать цветов Нанкина», в свою очередь вроде как основанному на реальной истории. 

Сняты «внешние уличные» сцены весьма талантливо, и хотя самого насилия нам почти не показывают, его следы и дух мы видим буквально на каждом шагу.

Нельзя не отметить и боевые эпизоды, которые, несмотря на свою немногочисленность, удачно разбавляют камерность ленты, и расширяют конфликт, намекая на глобальности происходящего.

Опять же, один из немаловажных персонажей первой половины картины, китайский майор-снайпер Ли, проявляет себя как ангел-хранитель девочек, именно во время боевых действий.

 

Но лента все же не только о кровавом взятии города (хотя донести до западного зрителя свою версию «Резни» китайцам было немаловажно). Она об изменении людей, попавших в критическую ситуацию.

Массы японских солдат, превратившихся в опьяненных войной чудовищ.

И отдельных хороших индивидуумов (независимо от национальности), не позволивших этому безумию, или наоборот инстинкту самосохранения поглотить себя с потрохами.

 

На первом плане, конечно же, единственная «западная» звезда ленты.

Кристиан Бэйл, ставший всемирно известным после Бэтмена, никогда не ограничивал себя незамысловатыми ролями в простеньких блокбастерах. Вспомним хотя бы «Американского психопата», «Крутые времена», «Бойца», «Аферу по-американски». Практически шедевры.

Нельзя сказать, что в The Flowers of War Бэйл выкладывается на сто процентов, но и в излишней вальяжности его не обвинишь. Крепкая профессиональная роль, показывающая, что Кристиан, работающий даже на двух третях своего потенциала, способен создавать весьма неординарные образы.

Вот и здесь, персонаж Кристиана эволюционирует от жадюги, алкаша и бабника, до человека, осознанно берущего на себя ответственность за десяток юных жизней. Жертвующего собой, и принимающего жертву от других. В том числе от женщины, которая ему весьма небезразлична.

Возможно, слишком резковатый переход, но Джон изначально выглядит приличным человеком, и такой путь ему вполне по силам.

Его возлюбленная Ю Мо (дебютная роль для актрисы Ни Ни, кстати, родом из Нанкина), в первую очередь радует внешними данными, а не лицедейскими талантами. Но если сделать скидку на то, что этот образ стал для молодой актрисы первенцем, градус зрительской критики сразу идет вниз.

Знаковых персонажей в картине немного, и это можно отнести как к достоинствам, так и недостаткам фильма. С одной стороны, это не дает европейскому зрителю запутаться в незнакомых китайских лицах, и концентрирует его внимание на основных персонажах. С другой – возникает нехорошее чувство некой театральности действия.

Усиленное не самыми удачными монологами, особенно корявыми в исполнении девиц с реки Циньхуай. То патетики напустят столько, что захлебнуться можно. То переигрывают так, аж оторопь берет. Слава Конфуцию, не всегда, есть и удачные моменты.

И, конечно, как не упомянуть о визуальной стороне фильма, шикарных, радующих глаз кадрах, периодически возникающих на экране. Китайские режиссеры всегда были не прочь «сделать красиво».

Но если в каких-нибудь Тиграх с драконами, да и в том же «Герое» это из инструмента превращалось, чуть ли не в самоцель, то в этой ленте Чжан Имоу (создатель, как мы помним, «Героя» и «Дома летающих кинжалов») смог справится с национальным (и отчасти своим собственным) недостатком. Радуя глаз зрителя яркой красочной деталью, или интересным цветовым решением почти без переборов. Почти.

 

Несомненно, лента несет в себе некислый патриотично-пропагандистско-китайский эффект. Мол, не только у вас в Европе невинные люди гибли.

Да и Японию по носу лишний раз щелкнуть не мешает. Самураи, гейши, мойши, блин.

Но даже при этих спекулятивных моментах у Имоу вышла хорошая лента о людях, остающихся людьми, доброте, любви и самопожертвовании. Усиленная чисто китайским, красочным режиссерским подходом.

Эрго. Нечасто нам выпадает шанс посмотреть на азиатское кино с голливудским бюджетом (94 миллиона долларов) и западной звездой. И пускай «Цветы» не дотягивают до шедевра, но свое, весьма высокое место, среди военных лент, рассказывающих о том, как оставаться людьми, они бесспорно займут.

P. S. Сборы фильма, несмотря на Бэйла, гигантскими не назовешь при всем желании. $76 311 434 по миру, из них всего 300 тысяч в Америке.

Режиссер: Чжан Имоу

В ролях: Кристиан Бэйл, Ни Ни, Синю Чжан, Тяньюань Хуанг, Хань Ситин, Дуду Чжан, Тун Давэй, Ацуро Ватабэ, Цао Кэфань, Юань Яньчунци, Джиа Сунь, Юэминь Ли, Бай Сюэ, Такаши Яманака, Шигео Кобаяши, Пол Шнайдер

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Цветы войны (The Flowers of War (Jin líng shí san chai), 2011 — рецензия (обзор)

  1. нина говорит:

    Сейчас, когда улеглось эмоциональное восприятие , а указание на то, что сюжет основан на реальных событиях, ещё более его усиливает, смогла прочесть отзыв. Согласна с автором, уличные сцены, боевые эпизоды сработаны реалистически, талантливо. Джон сразу показался мне «жадюгой, алкашом и бабником» понарошку. Театральность была , пожалуй, в сценах девушек из борделя ; резкий порыв, переход к добрым деяниям наивен , «как в кино».
    «Шикарные, радующие глаз кадры» отчего -то остались мной не замечены. Но пересматривать не буду — слишком тяжело… Впрочем, спасибо за «наводку»))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.