Фаворитка (The Favourite), 2018 — рецензия (обзор)

Стакан воды «а натюрель», или Бабская драка за королеву

Близится к концу война за Испанское наследство. Сара Черчилль, герцогиня Мальборо (Вайс), фактически управляющая Великобританией при болезненной и глупой королеве Анне (Колман), настаивает на продолжении войны до победного конца. Однако в обществе, уставшем от кровавой бойни, сильна и другая сторона, возглавляемая графом Роберт Харли (Холт), и ратующая за перемирие.

В это время ко двору прибывает дальняя родственница герцогини – юная Абигейл Хилл (Стоун). Начинать ей приходится как служанке на кухне, однако скоро амбициозная Абигайл находит способ заинтересовать герцогиню, и приблизиться к самой королеве.

Причем настолько близко, что несколько расслабившаяся Сара Черчилль начинает чувствовать нешуточную угрозу своему, казалось, незыблемому положению.

 

История Абигайль и герцогини Мальборо знакома нам с детства. И не потому, что мы поголовно и досконально знаем историю правления последней из Стюартов. А потому что в 1979 году на экраны СССР вышла экранизация пьесы Эжена Скриба, посвященная как раз этой ситуации — фильм «Стакан воды» Юлия Карасика с потрясающими Лавровым и Демидовой. К сожалению, из The Favourite шедевра, подобного «Стакану воды», и способного запомнится десяткам миллионов, не получилось. По нескольким причинам.

Во-первых, влияние времени. Нынче принято показывать прошлое не как раньше: в виде легенды. Сейчас «рулят» ленты подающие времена былинные «ближе к жизни», натуральнее: как грязное, больное место, полное секса, дерьма и крови. Причем такая тенденция не зависит от изображаемого времени (от 9 – до 19 века), и цветет как на постсоветском пространстве («Викинг» ( http://perekat.kiev.ua/викинг-2016-рецензия-козловский/ ). Так и за бугром, причем не только у штатников, но и у чопорных британцев («Хроники Франкенштейна» (http://perekat.kiev.ua/хроники-франкенштейна-the-frankenstein-chronicles-bin/ ), «Табу» (http://perekat.kiev.ua/табу-taboo-сериал-2017/ ). Нам уже не предлагают равняться на идеализированных древних, которые были проще, ближе к природе и народной мудрости. Нам показывают таких же людей как мы, только меньше скованных цивилизационными условностями.

The Favourite – типичный представитель нового подхода к историческому кино. Причем нас окунают в эпоху буквально с первых кадров приезда Абигайль. Полюбуйтесь на эту грязь, которая воняет. На эти одухотворенные лики парня в карете и придворных, не говоря уже о королеве. Послушайте этот до боли знакомый сленг («трахни меня?!») и описание сексуальных фантазий из уст персонажей. Добро пожаловать в 18 век.

Во-вторых, этого фильма тесно связано с во-первых. Постановщики изрядно перебрали с нотками гротеска и фарса. Перекошенные хари, активно болеющие за беговых уток. «Невинные»  развлечения с цитрусовыми. Абсолютно безумный танец Сара и Мешома, смешавший чуть ли не все пляски, которые вспомнились создателям фильма, включая народные (какой век там у вас, говорите? Ну-ну). «Забавы» королевы и герцогини. Попытка фраппировать зрителя засчитана, только зачем? То, что в советском фильме подавалось намеками, полутонами, прикосновениями, sapienti sat, тут вываливается на ошалевшие наши головы во всем натурализме. При этом до эротики, которая хоть как-то могла бы поправить мерзенькое впечатление, дело не доходит, только «предварительные ласки»: рейтинг есть рейтинг.

Нет, к костюмам и антуражу дворца вопросов нет, но вот что творят те, кто в этих костюмах дефилируют по этому дворцу – абсолютно отдельный разговор.

В-третьих, по сравнению со «Стаканом» акценты изрядно смещены. Здесь речь идет не о большой политике, не о державных деятелях, не о проницательных царедворцах, не о коварных интригах. Она о бабах, о женской доле, о женском соперничестве – безжалостном беспощадном, о попытке через постель занять местечко потеплее, о туповатых козлах-мужиках, о любви истинной и мнимой. Вдобавок, периодически героини ведут себя глуповато и нелогично.

Единственная к кому почти нет претензий – это Оливия Колман («Железная леди», «Ночной администратор/Ночной портье», «Убийство в Восточном экспрессе») и ее королева. Несчастная, одинокая, больная женщина, потерявшая уйму детишек, рожденных и нерожденных. Глупенькая, порой даже выглядящая несколько недоразвитой, мгновенно попадающая под чужое влияние. Истеричка, способная без повода наорать на кого угодно, оттаивающая душой лишь в компании Сары и своих кроликов.

Полностью пропащий человек, скажете вы? И будете неправы. По крайней мере, финал ленты говорит о том, что у Анны имелся вполне приличный потенциал. Вот только узнала она об этом слишком поздно, всю жизнь полагаясь на чужое мнение и мозги. Конкретнее, на мозги герцогини Мальборо.

Сара Черчилль (Рэйчел Вайз («Дом грёз», «Оз: Великий и Ужасный») оставила противоречивое впечатление. С одной стороны нам демонстрируют неглупую женщину, позволяющую себе не обращать внимания на условности, ходить в мужском платье, увлекаться стрельбой по голубям. С другой – похоже, герцогиня несколько подзакушалась и расслабилась. Ну почему бы ей самой по-настоящему не приблизить к себе Абигаль, не дать той желаемого? Тем более девушка изначально была абсолютно не прочь блюсти интересы герцогини. Нет, Сара постоянно «не дожимает» ситуацию. Говорит «А», но забывает о следующей букве алфавита. Ну а после ситуации с чаем, Абигаль на следующий же день должны были найти под забором дворца со сломанной шеей. В общем, по целостности и мощности образа Вайз безоговорочно проигрывает герцогине в исполнении Аллы Демидовой.

Третья сторона женского треугольника Абигейл Хилл (Стоун («Охотники на гангстеров», «Бердмэн», «Ла-Ла Ленд») в общем, понравилась. Беспринципная умненькая девица, способная на любую пакость. Неплохо манипулирует людьми, использует их слабости и ошибки. Вот только есть у нее один огромный недостаток. Очень уж авантюрно играет. Будь герцогиня в хорошей форме, не столь расслабившейся от отсутствия достойных противников, эскапада Абигейл закончилась бы, не начавшись. Причем Саре не нужно было тонких изысканных ходов, подошел бы банальный убийца. А королева на момент первого сближения с Абигейл еще не настолько привязалась к новой наперснице.

Мужских образов в «Фаворитке» кот наплакал (вновь перед нами картина, пронизанная феминистическими нотками), самый заметный Роберт Харли, граф Оксфорд  (Холт («Джек – покоритель великанов», «Безумный Макс: Дорога ярости», «Люди Икс: Апокалипсис») заменивший нашего любимого Болингброка-Лаврова. Зря. Лаврова жутко не хватает.

Музыка выдержана в стилистике классики середины Нового времени, но порой чересчур навязчива. Иногда это явный режиссерский ход, нагнетающий обстановку. Но иногда, похоже, композиторы просто увлекаются стилизацией.

Интересны световые переходы, когда зрителя буквально погружают из яркого света в кромешную тьму. И наоборот. Акценты на лицах и ключевых деталях фигуры, выхватываемые неверным пламенем свечи из смоляного моря мрака. Контрасты между пафосными, замкнутыми дворцовыми покоями и бескрайними просторами натуры, на которую периодически выбираются персонажи. Забавы с широкоугольными объективами, рисующими панорамы в относительно небольших помещениях, и съемками снизу.

Есть любопытные моменты, есть, но общее впечатление от ленты остается грязное и гнетущее.

Эрго. Излишне натуралистичная и гротескная версия борьбы за королеву Анну, с акцентами, смещенными с политических интриг в сторону тяжкой женской доли. Поставлено «по-богатому», с костюмами, антуражем и богатыми покоями (снимался в некой усадьбе Хэтфилд-хаус), но не греет. Пойду «Стакан воды» пересмотрю. 

Режиссер: Йоргос Лантимос

В ролях: Оливия Колман, Рэйчел Вайз, Эмма Стоун, Эмма Делвс, Фэй Дейвней, Пол Суэйн, Дженнифер Уайт, Лилироуз Стивенс, Денис Мак, Джеймс Смит, Николас Холт

P. S. Что удивительно даже киноакадемики со мной, похоже, согласились. Из 10 номинаций всего один Оскар за Главную женскую роль Оливии Колман.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.