Вагонное дело, или Размышления о этичности мести
Знаменитый сыщик Эркюль Пуаро (Суше), завершив дела на Востоке, возвращается в Англию модным поездом «Восточный экспресс».
Несмотря на зимнее время, все места в вагоне «Кале» заняты, попутчиками Пуаро становится весьма разнородная компания. Наглый американский бизнесмен, английский полковник, венгр, немка, итальянец и даже натуральная русская княгиня.
Впрочем, и такое общество можно перетерпеть, если бы не убийство одного из пассажиров.
Эркюль нехотя принимается за дело, обнаружив, что корни его лежат далеко в прошлом, и такого неоднозначного преступления он давненько не видывал.
Агата Кристи («Скрюченный домишко» (http://perekat.kiev.ua/скрюченный-домишко-crooked-house-2017/) оставила в наследство благодарному человечеству целых двух великолепных сыщиков. Миссис Марпл и Эркюль Пуаро.
После относительно недавней американской экранизации романа «Murder on the Orient Express» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/убийство-в-восточном-экспрессе-murder-on-the-orient-express/ ) с Браной в роли Пуаро, вызвавшей немало нареканий, захотелось пересмотреть классический вариант.
Вариант, серьезно отличающийся как от ленты 2017-го, так и от романа.
В первую очередь моральным посылом.
Фильм Браны не то чтобы оправдывает злодеяние, но подспудно признает за содеявшим его, право восстановить справедливость. Поиметь второй шанс, «оставив прошлое за дверью», начать новую жизнь, свободную от зла, получившего по заслугам.
Версия 2010-го безоговорочно порицает действия убийцы, оставляя у зрителя четкое ощущение неправильности деяния нового Монте-Кристо. Утверждая, что месть никак не может привести ни к чему доброму. И уж тем более не в состоянии дать «второй шанс», превращая людей в дикарей, возвращая их в средневековье.
Пуаро Суше — рационально мыслящий, признающий власть закона и силу правосудия, настоящий католик, добрый христианин. Человек, отрицающий любые попытки заменить суд присяжных, а уж тем более заместить собой длань Господа, брать Закон в свои руки, судить, карать, казнить по собственному усмотрению. Отметим, что в версии 2017 Касетти не был оправдан, а просто сбежал, соответственно можно было просто сдать пацана властям.
Постановщики много размышляют о религии, справедливости, воздаянии (в отличие от фильма Браны, где эти моменты откровенно теряются в мишуре аттракциона и болтовне Пуаро), добре и зле. На эту же мельницу льют воду четки Эркюля. Шикарная сцена одновременно проходящей молитвы Пуаро и Рэтчетта («бог – добавочное оружие, дополнительная защита»), великолепно раскрывающая персонажи. Гнев Пуаро на людей, возомнивших себя рукой Бога.
Что любопытно, сам роман Кристи не дает никакой моральной оценки преступлению в поезде. Эркюль решает загадку (все равно делать нечего, поезд застрял), никто из пассажиров его всерьез не злил, а к фразе княгини, приветствующей убийство негодяя , Пуаро встретил с пониманием (не понравился ему милый старик Рэтчетт со вставной челюстью и злобными глазками).
Дальше больше. Тайна разгадана, Пуаро оставляет выбор дальнейших действий за месье Буком, как полноправным хозяином «Восточного экспресса» (вдобавок именно в романе имеется фраза, дающая своеобразный моральный карт-бланш: «Он убивал раньше, до Дэйзи, и может убить вновь», и говорится о том, что Касетти был главарем банды похищающей и убивающей детей, банды, чьи деяния были доказаны). То бишь варианты морального посыла, как тот, так и другой, являются личными надстройками создателей лент.
Фактически перед нами веяние времен, забавная эволюция морально-этических воззрений касабельно справедливости, самосуда, наказания негодяев, избегнувших правосудия.
Кристи (30-е годы) не видит ничего зазорного в казни сволочи, улизнувшей от карающего меча Фемиды.
Создатели сериала (2010), напротив, не считают линчевание хоть сколько-нибудь оправданным.
Брана (2017), пытается показать некую золотую середину: мол, закон законом, но и о совести забывать не нужно.
Но мораль не единственное серьезное отличие двух экранизаций.
Начнем с вступительной сцены. Побитие камнями в старом варианте, акцентирующее наше внимание на справедливости, правосудии, различных подходах к преступлению и наказанию, их этичности, моральности, воздействии на участников.
И бодрая беготня в новом. Готовящая зрителя к бурному аттракциону в классическом варианте американского кино. Акробатические этюды. Полдесятка красивых панорам поезда, едущего по гористой местности, с закатами и картинками, готовыми для рабочего стола компьютера (версия 2010 ограничилась одной такой сценой). В дальнейшем настроение, заданное дебютом, поддерживается весь фильм. Долгие, подробные объяснения каждого шага в расследовании. Яркие, нарочитые персонажи, беготня, буффонада и переигрыш. Эти злые постановщики даже Пуаро заставили участвовать в экшене!
Опять же в книге нет ни камней, ни беготни. Пуаро просто завершает одно дело и отправляется в Англию.
Продолжим цветовой гаммой. Лента 2010 снята в холодных синих тонах, ее поздний конкурент в теплых желтых цветах. Сериальная версия более жизненна, даже мороз, царящий за стенами поезда, ощущается физически не только героями, но и зрителем. На порядок более лаконична, выдержана, естественна, строга. Здешние персонажи менее нарочиты, но раскрыты достаточно. Здесь нет фарсового графа-танцора, театральной, переигрывающей миссис Хаббард. Все строго, по-британски сдержанно. В результате, в памяти современного зрителя, привыкшего к ярким нарочитым образам, такие типажи задерживаются слабее. Запомнились разве что Тоби Джонс («Шерлок», «Голодные игры», «Красные огни», «Взрывная блондинка», «Снеговик») да Джессика Честейн («Расплата», «Самый пьяный округ в мире», «Цель номер один», «Интерстеллар», «Багровый пик», «Марсианин», «Оно 2») с ее Мэри, играющей более важную роль, чем в фильме 2017-го. Как видите, без известных лиц зритель сериальной версии также не остался.
Впрочем, как всегда в Agatha Christie’s Poirot, основной и главный акцент сделан не на антураже или второстепенных образах, а на самом Эркюле Пуаро (как, собственно и у старушки Кристи).
Пуаро, в исполнении Суше, действительно идеален, максимально отвечая образу, созданному Кристи. Маленький, смешной, яйцеголовый человечек, с гениальными «серыми клеточками». Забавная походка, щегольские усики, эксцентричность, стремление к гармонии. Речь о себе в третьем лице. Тщеславие, уживающееся с самоиронией. Метод расследования, не предполагающий излишних нелепых телодвижений. Вдобавок, в ленте 2010 Пуаро аж никак не молод (скорее, наоборот: до трагичного, но неизбежного завершения сериала оставался один сезон из пяти серий) и физически не способен к молодецким эскападам, показанным Кеннетом Бранной в фильме 2017. Эркюль Пуаро принципиально отвергал физические действия, типа погони по хрупкому мосту, это попросту ниже его достоинства. Плюс Суше избавлен от необходимости трещать как сорока, разъясняя неподготовленному американскому зрителю методы расследования. И повторяться раз за разом, демонстрируя свою эксцентричность (что довольно нелепо смотрится в ленте 2017). Зритель сериала к 12-му сезону прекрасно знает кто такой Пуаро, каковы его особенности, как он действует, что позволяет постановщикам сериала не затягивать хронометраж, а потратить экранное время на действительно важные вещи. Типа более досконально показанной ночи перед преступлением (зачем открыто окно в купе в постановке 2017 вообще, к примеру, непонятно). Будем честными, молчаливые, скупые на внешние проявления действия Суше, полные внутренних размышлений, производят более сильное впечатление, чем беготня его суетливого альтер-эго в исполнении Браны. Хотя Кеннет старается изо всех сил.
Также любопытно наблюдать за идеализированным представлением о прошлом, переданным новым вариантом экранизации. Ах, великолепный 19 век, когда трава была зеленее, деревья больше, дамы прекраснее, и даже злодеи злодеистее (сравните образ Рэтчетта в исполнении миниатюрно-кругленького Тоби Джонса и кожано-плащного бандитского Джонни Деппа (обзор творчества тут ) («Одинокий рейнджер», «Превосходство», «Черная месса», «Алиса в Зазеркалье», «Фантастические твари и где они обитают», «Убийство в Восточном экспрессе», «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», «Ричард прощается»).
Отдельная песня, юмор ленты 2017-го: нарочито американский, гротескный, выпуклый, без подтекстов. В исполнении бельгийца Пуаро-Браны смотрится чертовски неестественно. А вот за акцент и активно используемое многоязычие, ему, напротив, стоит накинуть десяток вистов.
Эрго. Экранизация, выигрывающая образом Пуаро, лаконичностью, сдержанностью подачи, но уступающая версии 2017-го в яркости второстепенных персонажей.
Режиссер Филипп Мартин
В ролях: Дэвид Суше, Тоби Джонс, Брайан Джейкоб Смит, Дэвид Моррисси, Джессика Честейн, Барбара Херши и Хью Бонневилль