Все связано, или Бесконечный танец будущего, настоящего и прошлого
В небольшом городке Винден, затерянном посреди немецких лесов, никогда не происходило ничего дурного. Почти никогда. До того момента, пока не пропали сперва подросток Эрик Обендорф, а вскоре и еще один ребенок.
Все теряются в догадках, куда подевались дети, полиция безрезультатно роет носом землю, но есть те, кто ожидал, что такое может произойти снова. Ведь 33 года назад уже исчез ребенок, которого так и не смогли отыскать. И лишь единицы могут правильно сформулировать вопрос, связанный с этими исчезновениями: не «где» находятся пропавшие дети, а «когда»?
Европейский проект на Netflix? Да еще и с хорошим “сарафаном», вдобавок сравниваемый с приятными «Очень странные делами» (http://perekat.kiev.ua/очень-странные-дела-загадочные-stranger/ )? Однозначно смотреть!
Впечатления после Dark остаются хорошие. Перед нашими глазами провинция, но на этот раз не американская как в «Фарго» (http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-2014/ ), а вовсе даже европейская. Что накладывает определенный отпечаток.
Криминал в Виндене огромная редкость, но скелетов практически у каждого обитателя городка полные шкафы. Суровый полицейский Ульрих активно ходит на сторону от своей располневшей и занятой работой жены. Его любовница Ханна и ее сын Йонас параллельно переживают самоубийство отца семейства Михаеля. Муж еще одной полицейской – Шарлотты – оказывается неравнодушен к мужчинам, а сама Шарлотта вынуждена не только работать над исчезновением Эрика, но и активно заниматься семейными проблемами. И так у любого персонажа. Опять же за полностью благополучным фасадом скрывается куча комплексов и внутренних (а зачастую и внешних) проблем.
Шикарнейшая подвязка всех без исключения важных персонажей, фактов и событий в единый клубок взаимосвязей, контактов и конфликтов – одна из фишек данного телепроекта. Практически всегда в фокусе камеры и зрительского внимания находится один-два-пять главных героев. Остальные лишь фон, массовка. В Dark массовки нет вовсе. Каждый из персонажей делает что-то для понимания или лучшего раскрытия магистральной линии. Как и в жизни, почти любой из встреченных на пути, может оказать на тебя прямое или опосредованное воздействие, помочь или навредить, подсказать или запутать. Все вокруг связано прочнейшими нитями взаимоотношений. В этом отношении Тьма потрясающе достоверный и жизненный сериал. Плюс, как и в жизни, тут нет полностью добрых и полностью злых людей. Любой ребенок ангельского вида способен на подлость и гадость, и самый бомжеватого вида мужик может спасти тебе жизнь. Каждый может утворить что угодно. Все хорошо проработано, связи и переходы отлично продуманы, как и структура сериала в целом. Факты и случайности нанизываются один на другой, будто звенья единственно возможной цепочки. Что вызывает нешуточное уважение к объему работы, проделанной создателями проекта.
Также в плюс постановщикам нужно поставить антуражность и загадочность событий. Детективная линия, проходящая почти через весь хронометраж, смотрится как влитая. И хотя куда деваются дети, более-менее проясняется довольно быстро, почему, и что, собственно говоря, происходит, мы не узнаем до самого финала (а то и после). Информация зрителю подается дозировано, постепенно, шаг за шагом. Что приятно, нет практически ничего лишнего, почти каждый поворот сюжета аккуратно ведет нас к развязке. Казалось бы – ничего удивительного, так и должно быть. Однако посмотрите многие ли теле или кино картины могут похвастаться корректным воплощением этих азбучных истин.
Серьезных вистов антуражу добавляет гнетущий саунд и густые леса, окутывающие злосчастный Винден (здравствуй, Твин Пикс), постоянный дождь, идущий тут чуть ли не половину экранного времени. И вечно исходящие паром трубы местной АЕС. Еще одного полноценного героя сериала. Да уж, в такой атмосфере легко поверишь в любую околонаучную и не только чертовщину.
Что касается фантастического элемента, он настолько органично вплетен в канву происходящего, что фантастикой поначалу и не кажется. И хотя уже к концу второй серии нам приходится пересмотреть первое впечатление, «Тьма» долгое время воспринимается более реалистично, чем большинство сериалов «за жизнь».
А потом фантастика уверенной рукой берет свое, и начинается самое интересное. Отменно смотрятся переключения временных пластов, прыжки из эпохи в эпоху, кадры из разных периодов, идущие подряд один за одним. Теории по поводу черных дыр. И, конечно, хронопутешествия, а также старые добрые размышления об эффекте бабочки – возможно ли изменение прошлого, или время непобедимо? Существует ли предопределение, или человек обладает свободой воли? И главное, к чему приведут попытки исправить былое, а заодно и грядущее? Казалось бы, уже сколько раз мы такое видели и читали, но не надоедает.
Как видите, постановщики замахнулись на концепцию «все связано и воздействует друг на друга» не только в людских отношениях, но чуть ли не во всем мироздании. Что абсолютно ненаказуемо, ведь концепция «цикличности, связи времен» — штука популярная (см. хотя бы недавний «2-22» (http://perekat.kiev.ua/2-22-2017-рецензия/ ). Взаимное влияние прошлого и будущего, причинно-следственные связи, все мы родом из прошлого (на которое порой может воздействовать будущее), обреченные попытки исправить положение, «я просто очень удивилась, увидев его здесь, потому что у меня с ним назначено свидание в Самарре». Этот концепт вполне заслуживает еще одного воплощения на экране. Тем более в таком качественном исполнении.
Эрго. Приятное и неторопливое детективное хроно-размышление о предопределенности и связи времен на фоне провинциального немецкого городка, полного отлично подвязанных и проработанных персонажей.
P. S. Похоже одним сезоном дело не ограничится. По крайней мере, финал дает массу возможностей развития сюжета.
Режиссер: Баран бо Одар
В ролях: Оливер Мазуччи, Каролина Эйхгорн, Йордис Трибель, Луис Хофманн, Майя Шёне, Штефан Кампвирт, Андреас Пичман, Дебора Кауфман, Татя Зайбт