Тренер, 2018

Яркий Метеор на футбольном небосклоне, или Давид, одолевший Голиафа

Завершение карьеры у футболиста Юрия Столешникова (Козловский) вышло не идеальным. Мягко говоря. Незабитый пенальти, удаление в решающем матче, толчок судьи, драка с болельщиками. Влетел по полной программе. На годичную дисквалификацию.

Возвращаться на поле Юрий не хотел. Возраст, да и ушел не лучшим образом. А вот предложение потренировать новороссийский «Метеор», как раз вышедший в первую лигу,  Столешников принял.

Но и там все оказалось далеко не просто. Городской власти команда не нужна, слишком много тянет денег. Футболисты «Метеора» откровенно разленились, некоторые периодически «сдают» игры, «квасят», и думают лишь о деньгах. В общем, с командой в ее теперешнем состоянии каши не сваришь, и о высоких достижениях думать бессмысленно.

Но Столешников не хочет сдаваться, и полон желания доказать, что и из таким человеческим материалом можно сотворить чудо. Тем более что в Кубке еще ничего не потеряно, и до финала осталось 3-4 шага.

 

Если уж я получил изрядное удовольствие, посмотрев спортивные драмы о хоккее («Легенда №17» (http://perekat.kiev.ua/легенда-№17-2013-рецензия-обзор/ ) и баскетболе («Движение вверх» (http://perekat.kiev.ua/движение-вверх-2017-машков-баскетбол/ ) — далеким от меня видам спорта, то пропустить фильм о любимом футболе было бы совсем нелогично.

К сожалению, «Тренер» не дотягивает до лучших образцов жанра, но и совсем неудачной ленту не назовешь. Скорее обычной.

Львиная доля энергетики фильма держится на Даниле Козловском («Легенда №17», «Дубровский», «Экипаж», «Викинг»), который тут и главный актер, и режиссер и продюсер. Он неторопливо, но уверенно растет как актер, а харизмы и раньше у Данила был вагон и маленькая тележка. Столешников понравился. Человек, разом потерявший дело всей своей жизни. Взявший паузу, собравшийся, и с новыми силами ринувшийся в бой. В далекой провинции, при молчаливом неодобрении градоначальников. Данила играет настоящего мужика, вспыльчивого, самоуверенного, нагловатого, прущего как танк, но сумевшего собраться и поставить свои негативные качества на службу своей цели. Переплавить недостатки в достоинства. Вспыльчивость в энергию. Самоуверенность в веру в себя. Наглость в упорство. Вполне жизненный образ получился.

Из старой гвардии хотелось отметить Андрея Смолякова («Вий», «Сталинград», «Пепел», «Викинг», «Движение вверх») с ролью отца Столешникова. И шикарного Владимира Ильина («Марш Турецкого»? «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Поддубный», «Время первых»). Жаль, этих отличных актеров тут не так много, как хотелось бы.

А вот футболисты «Метеора» так и остались в основном серой массой. Слишком уж вялыми вышли попытки придать им индивидуальность, да и шлейфом роли постановщики почти не озаботились. Плюс половину из них играли реальные футболисты, которым откровенно не хватало актерского мастерства.

Да и самого футбола создатели фильма пожалели. Чуток в начале, пара включений в процессе, и десяток минут в завершающем матче. Скромненько, даже по сравнению с хоккейным и баскетбольным конкурентами. Плюс к операторской работе во время съемок матчей тоже есть вопросы.

Зато некоторые контрастные переключения, как, к примеру, рев трибун во время одного из матчей, перемежаемый гробовой тишиной в квартире старшего Столешникова, наблюдающего по ТВ за поединком, смотрятся «на ура».

Как и любопытные этюды психологии профессиональных спортсменов, часть из которых остается большими детьми, часть наоборот прожженными делками. Но и тех и других можно зацепить на крючок гордости и возможности свершения чуда.

Да, лента вышла несколько наивной. Слишком уж удачно все складывалось для Юры и его «Метеора», хотя случай отнюдь не фантастический, таких калифов на час история футбола знает достаточно. Слишком уж лениво ставила палки в колеса команде городская власть. Слишком уж дружно взялись за гуж новороссийские футболисты. Слишком уж вскользь затронута тема подкупа судей, бича всего постсоюзного футбола (хотя все же затронута). Слишком уж энергична «работа с судьей» президента «Метеора». Слишком уж спокойными и мирными показаны фанаты команды. А тренер, отказавшийся от повышения, встречается еще реже, чем клуб первой лиги с Кубком в кармане. Но это легкое ощущение сказки вполне может стать достоинством ленты, зависит от восприятия и настроя зрителя.

Да, сценарий шаблонный, со старательным следованием канонов спортивных драм. По режиссуре лента сырая, местами аморфная, плавно растянутая, с хромым темпоритмом, нечеткими пиками и массой воды. Понятно, что режиссерский дебют, и дебют далеко не идеальный.

Зато к панорамным видам Новороссийска никаких претензий быть не может. Красиво.

Эрго. Крепкая, но аж никак не выдающаяся стандартная спортивная драма. Как актер Козловский в порядке, как режиссеру ему есть над чем поработать.

Режиссер: Данила Козловский

В ролях: Данила Козловский, Владимир Ильин, Андрей Смоляков, Ольга Зуева (II), Ирина Горбачёва, Виктор Вержбицкий, Мария Лобанова, Павел Ворожцов, Игорь Гордин, Александр Ильин мл.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.