Не знаю, как у других, но у меня частенько случается – увидишь актера всего один раз, и затем с нетерпением ищешь новой встречи. Мое знакомство с Шоном, произошло именно так. Королевский стрелок Шарп, добравшийся до нас ближе к концу 90-х, произвел на неокрепшую подростковую душу убойное впечатление.
И хотя как я выяснил позднее, далеко не каждая актерская работа нашего героя находилась на ожидаемом уровне, уважение и любовь к этому небритому англичанину наотрез отказалась покидать мое сердце.
Шон Марк Бин родился 17 апреля 1959 года в английском городе Шеффилд, графство Йоркшир. На учебу пацан особо не налегал, предпочитая гонять мяч с друзьями и шляться по улицам.
Мечтал профессионально играть в футбол, но несчастный случай в детстве помешал осуществить это желание. Выходит, именно куску стекла, мы должны быть благодарны за Ричарда Шарпа, Боромира, Одиссея, Эддарда Старка.
Сыграла свою роль в выборе судьбы и проявившаяся позднее любовь к чтению.
Тем более ни одна из профессий, которую Марк попробовал после окончания школы (продавец, дворник, сварщик), душу абсолютно не грела.
Сперва путь Шоуна (так называли его родители в детстве) лежал в колледж. Один. Второй. Третий. Тут обнаружился драматический курс, что и решило дело.
Судьбоносный выбор был сделан, и после выпуска в 1981-м (а также нескольких выступлений в городском театре Роттерема), Бин поступает в лондонскую Королевскую Академию Драматического искусства.
Через два года Шон дебютирует на профессиональной сцене — Тибальд в “Ромео и Джульетте”. С 1984 –го внимательный зритель уже может заметить его физиономию в сериальных эпизодах, а в 1986-м Бин дебютирует в большом метре.
Натурщик Рануччио в «Караваджо» — истории знаменитого итальянского живописца, его «оживших полотен» и жизни, через воспоминания на смертном одре. Затем следует джазово-нуарный «Грозовой понедельник» с Мелани Гриффит, Стингом и Томми Ли Джонсом.
Также не забывает Марк ни о сцене, играя в Королевском Шекспировском театре, ни о телевидении.
В 1992-м происходит событие, надолго определившее лицо Бина для Голливуда. Шон Миллер в «Играх патриотов», политическом триллере о «экс- мозге ЦРУ» Джеке Райане, в исполнении сияющего в зените славы Харрисона Форда. Террорист ИРА Миллер проложил четкую колею американской карьеры Шона. Плохих парней в его штатовском резюме отныне будет на порядки больше чем хороших.
Слава богу, на родине его видели не только в качестве отрицательного героя.
В 1993 начинаются съемки великолепного телевизионного сериала о королевском стрелке Ричарде Шарпе. Они продолжатся четыре года в Крыму, Португалии, Турции и Великобритании (еще две серии увидят свет в 2006 и 2008 годах). Образ Шарпа станет любимым для жителей Британии, самого Бина, а также, с 1995-го, для всего постсоветского пространства.
Мало того, что первые полдесятка серий снимались на Желанном Полуострове, при участии наших каскадеров и солдат, у создателей получился почти идеальный приключенческий сериал. Харизматичный главный герой, удачный исторический и природный фон, крепкая дружба, искренняя ненависть, коварные враги, горячие скакуны, пылкие женщины, сражения, поединки и перестрелки.
А также один из лучших приколов середины 90-х. Представьте, Шарп долго и усердно спасает герцога Веллингтона от трех французов, постепенно побеждая одного за другим, вытирает трудовой пот со лба… камера отъезжает и демонстрирует меланхолично аплодирующую английскую армию, стоящую буквально в паре десятков метров от места стычки.
Помимо королевского стрелка, Шон чередует интересные работы на родине (типа скандально известной “Леди Чаттерлей” или родного Шеффилдского “Когда приходит суббота”), с ролями плохишей в Голливуде.
Из них выделяется агент 006 Алек Травельян из «Золотого глаза» (1995). Кстати, в конце 80-х Бин имел неплохие шансы приобрести номер на единичку больше, но дорогу в «Искры из глаз» ему перешел Тимоти Далтон.
Не забудем и о визите в Россию для работы над образом Вронского в «Анне Карениной» (1997) с Софией Марсо.
2000-ные начались для Шона чернушной психологушкой «Парни из Эссекса», где он играет вышедшего из тюрьмы бандита Джейсона Лока, а продолжились Боромиром из «Властелин колец: Братство кольца» (2001). Шон, с молодости знакомый с книгами Профессора, загорелся идеей сыграть Стража Белой Башни, и приложил для этого массу усилий, активно нависая на режиссера. А после утверждения на роль даже выработал для своего персонажа собственную манеру боя.
Дальше снова были злецы в довольно интересном триллере «Не говори ни слова» (2001) обзор здесь http://perekat.kiev.ua/?p=1614 и патриотично-зрелищной приключалке «Сокровище нации» (2004).
Отдохнуть от приевшихся негодяев, Шон смог в фантастическом «Эквилибриуме» (2002) (правда, очень недолго) и пафосно-красочной «Трое» (2004), воплотившись в хитроумного Одиссея.
Отдал должное наш герой и мистически-ужастиковому жанру в пейзажно-вторичных «Темных силах» (2005) и атмосферно-антуражном «Сайлент Хилле» (2006).
Ну и без криминальных лент никак! «Вне закона» (2007), размышляющий о природе насилия. «Попутчик» (2007) – спорный ремейк ленты 1986-го с Рутгером Хауэром. И «Большие деньги/Корень всего зла» (в оригинале Ca$h! — Наличка) (2008), сожалеющий о влиянии денежных знаков на неокрепшие души.
Оказалися в резюме Бина и древнегреческий бог. Причем ни какой-нибудь завалящий, а сам Дий- громовержец из подростковой городской фентези «Перси Джексон и похититель молнии» (2010). И целеустремленный рыцарь Ульрик из мрачно-религиозной «Черной смерти» (2010).
А прямодушно-благородный Эддард Старк из полюбившейся многим «Игры престолов» (2011), до сих пор жив в нашей памяти.
Из ролей последней пары лет в первую очередь вспоминается спецагент Эван из «Чистой кожи» (2012), вытягивающий на себе в остальном средний шпионский боевичок.
Казалось, что карьера Бина идет на спад. Многовато сериальных и проходных работ, типа «Потерянного будущего» (2010) и «Солдат удачи» (2012).
Однако впереди у него как минимум многообещающая фантастика Вачовски «Восхождение Юпитера», а также с полдесятка неведомых пока зрителю (но уже заявленных) проектов.
И велики шансы, что один (а то и несколько) из них подарят нам пару-тройку образов, сравнимых с Шарпом, Боромиром или Недом. Ведь чего-чего, а таланта Бину не занимать.
Бытует поверие, что человек, по ошибке названный мертвым, пребудет на этом свете еще приличное время. Не сосчитать, сколько раз герои Бина умирали на экране.
Это значит, что сам Шон должен жить долго и счастливо. Радуя своих поклонников новыми великолепными работами, в которых, чем черт не шутит, его герои почаще будут доживать до финальных титров.