Сторожова застава/ Сторожевая застава, 2017

Три богатыря и клевый чувак из будущего или Подростковая сказка под тенью скал Довбуша

Аж никак не думал обычный подросток Виктор, чем закончится его поездка в горы для созерцания солнечного затмения. Загадочным землетрясением, временным порталом и попаданием в 11 век, туда, где воины сторожевой заставы грудью стоят на защите родной земли от половцев.

Половцев, чей зловредный шаман связывает с пришельцем из будущего зловредные планы по получению силы, способной помочь степнякам одолеть богатырей заставы и завоевать весь мир.

 

Украинское фентези — штучный товар, в лице «Заставы» получившее чуть ли не первого своего представителя. Этот жанр вообще штука недешевая, требующая хорошей работы режиссера, костюмеров и сценаристов, чтобы эпическая история не превратилась в дурную комедию. Постановщики «Заставы» не стали замахиваться на взрослое, серьезное фентези типа ВК или даже недавнего неудачного «Викинга» (http://perekat.kiev.ua/викинг-2016-рецензия-козловский/ ). Они решили создать подростковое кино без особых претензий, фактически сказку для среднего школьного возраста. И в этом поджанре «Застава» получилась вполне удачным проектом. Не «Бегущий в лабиринте» (http://perekat.kiev.ua/бегущий-в-лабиринте-the-maze-runner-2014/ ) по масштабам, но с тем же «Темным миром» (http://perekat.kiev.ua/тёмный-мир-равновесие-2013-рецензия-об/ ) вполне может поспорить. Что тоже, знаете ли, неплохо для молодого украинского кинематографа. Хотя и без неудачных моментов дело не обошлось.

Что понравилось.

-Работа костюмеров, которые подошли к задаче, однозначно закатав рукава. Более полутора сотен костюмов, изготовленных вручную. Консультации с реконструкторами и историками. Костюмы без преувеличения стали одной из фишек картины, позволяющей погрузиться в эпоху Киевской Руси. 

-Сама застава – любовно созданный деревянный форт с башнями, воротами, жилыми помещениями еще на порядок усиливающая антураж.

-Постановка боев – динамичная, задорная, веселая, без особых косяков.

-Украинская природа – особенно хороши скалы Довбуша (Ивано-Франковщина) – потрясающе красивое место.

-Некоторые юморные этюды, к сожалению, в какой-то момент с «приколами из будущего» постановщики малехо переборщили.

-Общая атмосфера картины – видно, что народ работал в охотку, и им нравилось то, чем они занимаются.

Фильм снят по мотивам произведения Владимира Рутковского «Сторожевая застава»

Теперь о недостатках.

Актерские работы. Как частенько на экс-советской территории артисты больше подводят картину, чем помогают ей. Что молодые лицедеи (см. тот же «Он дракон») , что народ постарше не стали плюсами Заставы. Причем, что касается юных, скорее всего дело в особенностях славянских характеров. На западе молодежь гораздо более раскована и непринужденна, что находит свое отображение и в кинематографе. Западные пацаны естественнее работают перед камерой. Да и проблемы актерской школы, после развала Союза утратившей свои позиции, ни куда не делись.

Витя откровенно деревянный. Богатыри каменно невозмутимы. Алеша /Олешко хохмит и прикалывается, работая одновременно боевым и юмористическим персонажем. Но четко видно, что комедийная роль не совсем его, у парня типаж скорее героический и прикалываться у него выходит не всегда естественно. Разве что половецкий хан порадовал напором и харизмой, но когда начинаешь присматриваться, понимаешь, что Ержан Нурымбет играет скорее японского самурая, чем половецкого хана, и по стилю боя и по некоторым психологическим моментам. Но это понимание приходит лишь после финала.

Многовато условностей, типа русичей слишком легко принявших пришельца из будущего с его гаджетами, телефона с вечным аккумулятором, половцев почти не пользующихся луками. Да и подростковый сленг, который радостно переняли почти все жители заставы, к экватору картины немного поднадоел. Позабавили те же половцы выглядящие как регулярное войско в одинаковых доспехах с унифицированным оружием и масками.

Хватает обычных недосмотров, типа Вити волшебным образом развязывающим руки связанные за спиной, гиганта час преодолевающего сто метров, или половцев флегматично созерцающих поездки осажденных русичей к озеру.

Рейтинг фильма откровенно детский, посему крови в ленте нет вообще, а долгое время никто никого не убивает, во время поединков ограничиваясь нанесением противникам нелетального ущерба.

Не понравилась драка в крепости, когда дружинники, кроме трех богатырей, выглядят пушечным мясом, и лишь сомкнув щиты по команде Ильи и выслушав речь о том, что отступать некуда и за нами Киев, берутся крошить вражин. Слишком уж шаблонный момент. До отвращения. А дружинники эпохи Киевской Руси меж тем были отличными профессиональными воинами, «боевыми единицами сами в себе» и в поединках раскатывали воинов степи как бог черепаху. А уж в строю… Ну хоть этот момент постановщики не переврали.

Плюс создатели ленты порой слишком увлекаются пресловутым слоу-мо,  использование которого в таких количествах давным-давно считается моветоном, не конец 90-х чай.

Но все эти недочеты не убивают картину, все же позитивных моментов оказалось побольше.

Эрго. Вменяемое подростковое фентези-сказка, изрядно шаблонное и условное, с невыдающимися актерскими работами и забавными недочетами, берущее за душу антуражем, поединками, декорациями, хорошими костюмами, волшебной природой и милой общей атмосферой.

Режиссер: Юрий Ковалев

В ролях: Даниил Каменский, Ева Кошевая, Роман Луцкий, Олег Волощенко, Георгий Деревянский, Слава Красовская, Наталия Сумская, Александр Комаров, Ержан Нурымбет, Ерболат Тогузаков

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.