Созерцатель, Пехов А,

sozercatelАлексей Пехов «Созерцатель». — М.: Альфа-книга, 2016 г. (Серия: Фантастический боевик)

Ядреные пляски вокруг мотории, или О дивный новый, знакомый мир

Итан Шелби, отставной сержант и полицейский, и в мыслях не держал отправляться в далекое путешествие. Съемная квартирка в районе Сэфо, небольшой, пускай и не очень успешный бизнес по поиску людей, паб под боком, где «правит» бывший сослуживец. Что еще нужно?

Посему когда к нему заявился клиент, попросивший Шелби съездить в Риерту, далекий город на воде и отыскать одну вещь, Итан отказался. Несмотря на щедрый аванс, и на то, что успешное завершение дела могло помочь обезопасить моторию – опаснейшее вещество, ставшее кровью мировой экономики.

Но человек предполагает… И когда стало известно, что в этом деле напрямую замешаны искиры, нация, виновная в мясорубке Великой войны, у Шелби просто не осталось выбора.

Но готов ли он к тому, что ждет его на улочках-каналах города, ставшего нынче одним из самых опасных мест на планете?

 

Алексей Пехов, один из лучших современных русскоязычных фантастов, за последние годы времени даром не терял. Завершил шикарную тетралогию «Страж» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/страж-пехов-а/  ), начал новый цикл «Синее пламя» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/летос-пехов-а/ ). И вот порадовал поклонников свеженьким романом (c «тонким» намеком на продолжение), способным «зацепить» сразу несколько групп читателей.

Во-первых, ищущих в фентези интересное фантдопущение. Мир «Созерцателя» находится приблизительно на технологическом уровне начала 20 века нашей земли. Дредноуты, трамваи, дирижабли и даже танки. Вот только в качестве топлива они используют не нефть и продукты ее переработки, а некую загадочную субстанцию под названием «мотория». Она не единственное топливо в мире. Часть механизмов по-прежнему питаются энергией угля и пара, вот только мотория во много раз эффективнее этих устаревших «движителей прогресса». Есть у нее, и недостатки, куда ж без них. Она жутко токсична, и при утечке приводит к изменениям в людском организме. Некоторые несчастные становятся контагами, страшными изуродованными существами (привет от ядерного открытия супругов Кюри), а другие —  носителями ингениума – необычных для человека способностей. Магия, не магия, но нечто магическое в этом есть.

Как вам мирок, сидящий на «радиоактивной» бомбе, и повсеместно использующий ее «дары»? Вдобавок на изрядную часть населенный изменившимися физически и психически мутантами, а также людьми-икс (которых уже 1 на 1000)? Весело живут ребята, ничего не скажешь!

Ну и конечно порадовала Риерта, здешняя Венеция, совместившая в своих границах не только разные городские районы – богатые и бедные, не только каналы, лодки и жандармов на катерах, не только подземелья, коллекторы и клоаки. Но и самую настоящую Зону – район, куда власти выселяют контагов, которых становится все больше и больше. Место, где выжил бы далеко не каждый сталкер из широко любимого частью читателей цикла.

Во-вторых, фанатов аллюзий и «пасхалок», щедрой рукой разбросанных по тексту. Здесь тоже случилась Великая война, в которой с одной стороны участвовал союз здешних Англии, Франции, Америки, Венеции (!) (плюс еще парочка сложно идентифицируемых государств, типа Ордена Марка (еще какой кусок Италии?), а с другой… нет, не Германия, как вы подумали, а вариант нашей Японии (но все же, куда подевались боши?). Как видите, здешние самураи изрядно оторвались в развитии от своих земных прототипов, раз смогли 4 года противостоять всему остальному миру.

Причем тутошние державы не содраны калькой с земных аналогов. Они называются по-другому, у них свои, абсолютно не виданные на нашей земле особенности, но при желании читатель без особого труда разглядит за незнакомыми вывесками привычные нашему глазу черты. Находить, подмечать, фиксировать эти отличия и сходства в земных и здешних государствах, обычаях, традициях, становится одним из самых приятных занятий во время прочтения романа.

А ведь есть еще и более-менее оригинальные топографические задумки типа варваров Папаякты, использующих «силу богов» (ну ладно-ладно, не такие уж и оригинальные, ацтеками веет основательно, но все равно такими весьма «проапгрейдженными» ацтеками). А Африке (тут Маса-Арда) и вовсе не повезло – континент негров почти полностью уничтожен катаклизмом.

Плюс огромный кусок психологии множества героев построен на послевоенном синдроме (мировая война это вам не фунт изюму). Начиная от фамилии главного героя — Шелби, с ходу вызывающего в памяти некоего Томаса из Бирмингема («Острые козырьки», обзор тут http://perekat.kiev.ua/острые-козырьки-заточенные-кепки-peaky-blinders/ ). Оба Шелби явно нашли бы, о чем поговорить. Продолжая кусочками информации о ходе здешней Первой мировой. Заканчивая вполне привычным для вояк посттравматическим стрессовым расстройством, оказывающем изрядное влияние на действия героев.

В третьих — любителей боевого детектива (хотя эта линия в Созерцателе отнюдь не основная) и приключений. Расследование пропажи прибора будет перемежаться плотным знакомством со спецслужбами Искиров, риертским криминалом, силовиками и революционерами. Путешествиями в самые опасные городские районы, битвы с контагами, обладателями ингениума и обычными копами.

В четвертых – тех, кто не представляет путешествие в Страну фантазию без заводной движухи. Выслеживание преступниками сменяются столкновениями с контагами, противостояние с ведьмой искиров, побегом из мест заключения. Погони на лодках – напряженными перестрелками и участием в делах местных повстанцев. Правда, экшен, как это заведено у Пехова, перемежается описательными сценами: разговоры – действие — разговоры – действие. Но это как на меня, скорее плюс, чем минус.

В пятых — ценителей качественно прописанных протагонистов. Итан Шелби, бывший старший сержант королевской армии, бывший полицейский, ныне частный детектив, имеете все шансы прийтись по душе даже взыскательному читателю. Ветеран войны, прошедший на службу романтическим юнцом, и прошедший все круги ада. Хороший, неглупый, «правильный» мужик с пониманием, «что такое хорошо», несмотря на персональное кладбище, заполненное во время сражений. Плюс скрывающий внутри некоторые весьма неожиданные сюрпризы.

Да, хватает заимствований и самоповторов. Есть, понятное дело, некоторые вопросы к логике сюжета. Например, мотория, 40 лет остающаяся монополией одной единственной страны. Что абсолютно неправдоподобно, ведь технологии перенимаются очень быстро. И все рассуждения о ее опасности, и месте добычи выглядят «отмазками» школьника, опоздавшего на урок, ну кого из власть имущих смущала опасность для их подданных? И то, что ресурс находится на территории чужого государства (далеко не самого сильного, заметим).

Или к действиям персонажей. Тот же Шелби слишком легко ввязывается в события, явно несущие ему неприятности. И это после позиционирования его как уставшего от войны человека, особо не стремящегося к драке.

Но это практически не портит впечатления от романа хорошего автора. Романа, способного принести вам несколько увлекательных часов, и заставить с нетерпением ждать неминуемого продолжения.

Эрго. Приятное приключение в антураже стим-дизельпанка, смешивающее недурное фантдопущение, кучу аллюзий на наше прошлое, вменяемого протагониста и уместное действие.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.