Рыцари справедливости (Retfærdighedens ryttere), 2020 — рецензия (обзор)

Месть команды убогих или Бесконечная цепочка событий

Известие о потере близкого человека, застало армейского офицера Маркуса в одной из жарких и неспокойных стран.

Кто виноват в его утрате? Столкновение поездов, что уж тут поделаешь, разве что случай да судьба.

Однако парочка гиков-программистов думала иначе: теракт, и, главное, сумела убедить в своей теории Маркуса. Впрочем, тому много было не надо.

А значит, все только начинается.

 

Скандинавский кинематограф периодически радует нашего зрителя приятными проектами, вспомним хотя бы «Мост», «Виновного» или «Еще по одной».

О Ryttere говорили как о трэшевой комедии, но на самом деле перед нами ироничное размышление о важных вещах, с легким флером боевика.

Постановщики поговорят со зрителем о мести, ее влиянии на человека, праведности возмездия, и о случае, когда эта самая праведность вдруг испаряется. Убийстве, его неестественности для цивилизованного гомо сапиенса, но четкой необходимости этого деяния в некоторых ситуациях. Справедливости, правосудии, воздаянии, жажде человека брать эти вещи в свои руки. Планиде силовиков, вынужденных привыкать к насилию, как к главному аргументу. Отцах и дочерях, необходимости искренней заботы о своих чадах. Заботы, не переходящей, тем не менее, в давление. Особенностях воспитания,  разных подходах к этому нелегкому делу. Гневе, толкающем нас на жестокие поступки. Детских психотравмах, портящих жизнь, сложнейших, безуспешных попытках с ними справиться, или хотя бы осознать. Разных вариантах восприятия утраты и способах справляться с горем.

О боге и случае, о том, отличается ли одно от другого. Усмешках судьбы и фатуме. Влиянии случайных, на первый взгляд событий, на жизнь вашу и близких. Цепочке последствий, тянущихся от любого нашего (и не только) действия. Невозможности предугадать ключевую точку происходящего (хотя проанализировать ближайшее прошлое и понять, что именно повиляло на настоящее, нам вполне по силам). Совпадениях – мнимых и подлинных.

Тем «на подумать» создатели ленты подкинут зрителю с избытком.

Герои тоже удались на славу.

Маркус (Миккельсен («Мушкетеры», «Доктор Стрэндж», «Изгой-один: Звёздные войны. Истории», «Еще по одной»). Суровый вояка, проводящий большую часть жизни в «горячих точках». Суперпрофессионал, для которого убивать, как дышать. Всегда отвечающий на раздражитель — насилием (хитовая фраза — «я погорячился»), это для него неотъемлемый атрибут жизни, единственный способ решения проблем. Обстоятельный, холодный, отстраненный. Отдалившийся от семьи. Имеющий простое решение для любого вопроса (считай от 500, или бегай). Давным-давно отказавшийся от веры в Бога, убежденный, что после смерти нас ничего не ждет. Держащий слово (сказал, сломаю — сломает). Глубоко несчастный, разочарованный человек. Разочарованный во всем. В себе, жизни, боге, дочери. Цепляющийся за возможность отомстить, как за спасательный круг. Полный боли и отчаяния, которое и носа не кажет наружу (Миккельсен хорош – сдержан, но полон опасности и клокочущих эмоций, не выпускаемых вовне, кроме одного случая). Начинающий понемногу отогреваться в обществе безалаберных фриков.

А вот и они:

Отто (Ли Каас/Ли Кос («Номер 44»). Математик, занимающийся расчетом вероятностей. Ставший одной из причин несчастья Маркуса. Миролюбивый, нелепый, всклокоченный, эдакий безумный ученый. Пострадавший в прошлом от собственных «косяков», как душевно, так и физически. Становящийся для нашего «солдатика» человеком, открывающим глаза на многие нюансы отношений.

Леннарт (Брюгманн («Игры разумов»). Нагловатый хакер, вечно ссорящийся с нашим третьим мушкетером-Портосом, еще один типаж двинутого любителя псевдо-науки. Жертва серьезной детской психотравмы: поклонник и ненавистник амбаров. Изрядно поколесивший по лечебницам и психиатрам.

Эмменталер (Бро («Боевой конь», «Мост»). Жердяй-перфекционист. Стеснительный, обидчивый в общении, но агрессивный в окружении своей техники (он у нас тоже хакер). Мечтающий о музыке. Нежно любящий оружие, стремящийся к воинским подвигам (до определенного момента).

Контраст между Маркусом и остальными составляет большую часть комедийной составляющей фильма. Ну и еще препирательства самих гиков. При этом все герои искалечены, надломлены (не исключая моцного Маркуса), вместе формируя натуральную команду убогих, способных поддержать и дополнить друг друга. Чертовски эффективную, стоит отметить, команду, когда припрет, способную отбросить рефлексии, и действовать по обстановке.

Боевика в ленте без фанатизма, «в плепорцию», но даже при этом, постановщики подарят пару качественных стрелковых сцен, показывающих отличие настоящего армейского профи от бандюганов-байкеров. И даже продемонстрируют, что массированный автоматический огонь по домику приводит не только к порче мебели (как в большинстве боевиков), но и достигает своего прямого результата. Мелочь, а приятно.

Также создатели картины несколько раз жестоко поиграются со зрительскими ожиданиями.

Настроились на комедию? А нате вам натуральной трагедии. Хотите легкого ненапряжного стеба? Получите моральные этюды и этические задачки. Ждете супергеройского повергания наземь жутко виноватых злецов? Поимеете деяния, аж никак не укладывающиеся в канву справедливости. Предвидите одно завершение и уже смирились с ним? И тут обманут, окаянные!

Эрго. Ироничная зарисовка о мести, случайностях, усмешках судьбы, подымающая массу морально-этических вопросов.

Режиссер: Андерс Томас Йенсен

В ролях: Мадс Миккельсен, Николай Ли Каас, Роланд Мёллер, Николас Бро, Густав Линд, Ларс Брюгманн, Альберт Рудбек Линдхардт, Йеспер Оле Фейт Андерсен, Мортен Суурбалле, Якоб Ульрик Ломанн

P. S. Отдельное спасибо за музыку, сопровождающую героев во время поездок.

 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.