Манчестер у моря (Manchester by the Sea), 2016 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

Слесарь, начинающий заново, или Психология вины в ожидании искупления

Ли Чендлер (Аффлек) – мрачный и нелюдимый слесарь, обслуживающий несколько многоквартирных домов, не ладящий ни с жильцами, ни с начальством, получает известие о смерти старшего брата Джозефа. Приехав в родной городок, Ли с неподдельным удивлением узнает, что Джо назначил его опекуном над своим 16-летним сыном Патриком. Чендлер не собирается оставаться в приморском городишке, связанным для него с ужасной трагедией. Да и сил брать на себя ответственность за подростка у него тоже нет.

Но, быть может, это возвращение к родным пенатам, от которого Ли не ждал ничего хорошего, все же поможет ему вновь ощутить вкус к жизни.

Успех психологических картин, копающихся в душах героев, очень сильно зависит от исполнителя главной роли. Актерской игры Кейси Аффлека («Интерстеллар» (http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/ ), брата гораздо более известного Бена Аффлека («Операция «Арго» (http://perekat.kiev.ua/операция-арго-argo-2012-рецензия-обзор/ ), «Час расплаты» (http://perekat.kiev.ua/час-расплаты-paycheck-2003/ ), «Бэтмен против Супермена» (http://perekat.kiev.ua/бэтмен-против-супермена-batman-v-superman/ ), я почти не видел, посему на просмотр решился не сразу. Однако после Оскара за «Лучшую мужскую роль» пропустить Manchester by the Sea было бы моветоном.

И, пожалуй, награду Кейси получил заслуженно, несмотря на сильнейшую конкуренцию в лице Дензела Вашингтона (http://perekat.kiev.ua/ограды-fences-2016-рецензия-обзор/ ), и Эндрю Гарфилда (http://perekat.kiev.ua/по-соображениям-совести-hacksaw-ridge-2016/ ).

Сценарий Manchester by the Sea в 2014 засветился в списке лучших нереализованных проектов года.

Его Ли получился очень качественным, проработанным и живым персонажем. Замкнутый, молчаливый мужик с приступами алкогольной агрессии. Человек, переживший страшную трагедию и до сих пор винящий себя. Потерявший семью и смысл жизни. Вдруг оказавшийся перед огромной ответственностью за пубертатного подростка. Сменяющий полное неприятие нового на участие в жизни Патрика (порой абсолютно корявое). Чуть-чуть, буквально по капле начинающий оттаивать от общения с племянником. Переосмысливающий многие вещи в прошлом и будущем, и саму свою жизнь. Аффлек разыгрывает перед зрителем настоящее психологические исследование потерянной личности. Молодой, задорный, харизматичный Ли, которого не интересует ничего кроме пива и посиделок с друзьями. Постаревший, виноватый, уставший и погруженный в себя Ли на автомате выполняющий грязную работу. Ли, вернувшийся в родной городок и к тягостным воспоминаниям. Ли, примеряющий на себя роль опекуна. Ли, разрывающийся между убийственным, намертво впечатанным в душу чувством вины и необходимостью вернуться к жизни ради племянника.

А сколько Аффлек выдал нам внутренних переживаний, скрытых эмоций, почти не выходящих наружу, но угадываемых по лицу актера! Ли Чендлер напоминает покрытый застывшей лавой, давно спящий, но грозящий вот-вот проснутся вулкан. А какой у него проскакивает порой взгляд, ух! Плюс хороший шлейф роли, поданный через гармоничные флеш-беки и воспоминания.

И, конечно же, моральная сторона образа, в очередной раз говорящего нам о вреде чрезмерного увлечения алкоголем. Причем говорящая надрывно, нарочито, утрированно, пробирая до самых печенок.

Также очень приглянулась игра молодого Лукаса Хеджеса («Убить гонца» (http://perekat.kiev.ua/убить-гонца-kill-the-messenger-2014/ ), «Отель «Гранд Будапешт» (http://perekat.kiev.ua/отель-гранд-будапешт-the-grand-budapest-hotel-2014-рецен/ ). 21-летний актер, играющий 16-летнего Патрика сумел «на ура» передать личность подростка. Умного, харизматичного, воспитанного. Находящегося в зависимости от взрослых и тяготящегося этой зависимостью. Строящего планы на будущее и готового сражаться за эти планы. А главное на удивление гармоничного в своей нескладности, пубертатной сексуальности, трогательной беззащитности. Парнишки действительно способного чуток растопить лед, намерзший на разбитом сердце Ли Чендлера.

Манчестер, фигурирующий в фильме, как вы наверно догадались, не имеет отношения к промышленному британскому мегаполису. Это маленький городок в штате Массачусетс, чье полное название звучит как Manchester-by-the-Sea (собственно «Манчестер у моря»).

Развитие сюжета в ленте происходит неторопливо, рассыпая намеки с оговорками, и готовя нас, а также героев к столкновению с прошлым. Но эта размеренность практически не напрягает. У создателей ленты получилось подобрать настолько гармоничный темпоритм, что на два с лишним часа вы будто полностью выпадаете из скоростей больших городов и погружаетесь в провинциальную американскую размеренность. Абсолютно забывая о том, что можно жить по-другому.

Еще «Манчестер» откровенно радует большей, чем обычно в кино, жизненностью рассказанной истории. С героями не случается волшебного преображения и перевоплощения по щелчку пальцев, как его не бывает в жизни. Они не становятся жизнерадостными оптимистами, улыбчивыми родственниками, отбросившими прошлое, бросающимися друг другу в объятья, круто меняющими судьбы и радостно шагающими по новой дороге. Нет, люди существа костные, склонные к самобичеванию и зачастую остающиеся рабами привычек. Серьезные эволюции гомо сапиенс требуют массы времени и еще кучи различных факторов. С протагонистами картины всего лишь происходят небольшие внутренние изменения. Сперва почти незаметные, на этапе когда герои начинают смиряться с возможностью перемен. Затем чуть более явные, когда они начинают находить в изменениях плюсы. Причем через неизбежные «откаты», злость, неприятие. И лишь ближе к финалу эти самые изменения начинают слегка отражаться на личности героев. Понятно, что общее развитие сюжета абсолютно предсказуемо, но эти нюансы, введенные постановщиками ленты, выделяют фильм из обширного океана психологических драм. Опять же создатели Manchester смогли обойтись без набившего оскомину счастливого ухода в закат, при этом умудрившись оставить у зрителя теплое и доброе ощущение того, что у этих людей все будет хорошо.

Да, мыслью о необходимости жить при любых раскладах, даже когда этого делать не хочется, антиалкогольной направленностью и семейными ценностями идейный багаж «Манчестера у моря» по сути, исчерпывается. И в некоторой беззубости обвинить постановщиков при желании вполне можно. Но не хочется. Все же у нас не так много позитивных психологических картин, к тому же не зацикливающихся на любовном аспекте, чтобы разбрасываться ими направо и налево.

Эрго. Оптимистично-меланхоличное психологическое исследование изменений натуры человека, допустившего ужасную ошибку и прозябающего в своем персональном аду. Дарящее нам веру в то, что даже в этом случае нужно продолжать жить. Ведь рано или поздно подвернется возможность слегка искупить вину и сделать что-то хорошее для других людей. Кейси Аффлеку за работу над персонажем однозначный респект и заслуженный Оскар.

Режиссер: Кеннет Лонерган

В ролях: Кейси Аффлек, Мишель Уильямс, Кайл Чандлер, Лукас Хеджес, Бен О`Брайэн, Ричард Донелли, Вирджиния Лоринг Кук, Куинси Тайлер Бернстайн, Мисси Ягер, Стивен Хендерсон, Гретхен Мол

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.