Майор Гром: Чумной Доктор, 2021 — рецензия (обзор)

Нищий Бэтмен в погонах / Законность или справедливость?

Игорь Громов не был обычным сотрудником питерской полиции. Скорее он действовал в стиле шерифов Дикого Запада. Зато раскрываемость у него была на высоте, что помогало начальству мириться с его выходками.

Так продолжалось до поры, пока в городе не объявился некий Чумной доктор, наводящий порядок еще более крутыми методами. Взявшийся за очищение Питера от богачей, обычно надежно прикрытых от правосудия деньгами, связями и властью.

Гром сам порой задумывался о том, что закон во многих случаях бессилен, но крестовый поход Доктора грозит и вовсе обрушить город в болото анархии и смертей.

А значит, Питеру нужен тот, кто остановит маньяка.

 

Первая полнометражка по мотивам российских комиксов рождалась нелегко, а появившись на свет вызвала массу споров насчет своего морального посыла. Причем со всех сторон.

Перед нами кондовый, нажористый, породистый комикс-вульгарис в лучших голливудских  традициях старой школы. Но со своими особенностями.

Создатели «Майора» лихо используют приемы, которые уже не получается называть шаблонными, скорее архетипичными.

Герои нарочиты, утрированы и театральны. Особенно это касается карикатурных злодеев, с главным злецом ленте особенно не повезло, впрочем, об этом позднее.

Протагонист совмещает готичность нищего Бэтмена с напористостью зрячего Сорвиголовы, становясь между делом одной из удач картины.

Игорь Громов в исполнении Тихона Жизневского («Топи») – благородный безденежный дон, любящий шаурму, обладатель одной единственной «визитки», живущий в огромной обшарпанной квартире с осыпающейся штукатуркой и пустым холодильником. Не имеющий друзей и не привечающий гостей (туалет показателен), ходящий в дырявый носках и пользующийся старенькой кнопочной мобилой. Он харизматичен, невозмутим, напоминая одновременно самурая и персонажа Иствуда. Не стесняется использовать кулаки. Не признает полицейской формы, протоколов и ограничений, считая, что по правилам преступника поймать невозможно. Трогательно привязан к кепке и куртке. Сомневается в действенности системы правосудия, однако почти мгновенно, увидев воплощение своих сомнений в действии, принимается исполнять свою работу, напрочь позабыв собственные сомнения. Вдобавок радует зрителя приятной фишкой – визуализированным просчетом своих будущих активных действий. Фактически, под рефрен «думай» нам показывают несколько вариантов будущей драки и ее последствия.

Отдельное спасибо за попытку передать не только «рукомашескую» сторону работы Грома. Нам продемонстрируют, как майор занимается скучной бумажной, кабинетной полицейской работой. Изучение материала, сбор информации, сопоставление, использование «серых клеточек», выводы. Дающие возможность ринуться в поле на поимку преступника.

Пара слов об его противнике. Хорошую идею персонажа испортило слабое актерское воплощение. Понятно, что согласно тем же комиксовым традициям (старым, донолановским), мы, пожалуй, не могли получить другого главгада. Утрированного, переигрывающего, скатывающегося в безумие, злодейски поблескивающего глазами, в духе бертоновских противников Летучей мыши. Но смотрится этот образ просто-напросто слабо. И сыграно на среднем уровне, что окончательно добивает бедного преступника.

А вот атмосфера и визуал вообще постановщикам удалась. Стильная «картинка». Питер, вдохновленный каким-нибудь Готэмом-лайт. Мрачноватый город контрастов. Грозовые облака, стаи ворон. Мусорные свалки, темные улицы, бескрайние крыши с высящимися вдалеке шпилями, собаки, роющиеся в помоях, бомжи, с трудом выживающие пенсионеры. А в двух шагах пафосные казино, красивенные здания банков, экслюзивные суперкары, блистающие драгоценностями и платьями дамы. И, конечно, кариатиды — активно, пускай недвижимо, участвующие в происходящем.

Боевку к сильным сторонам ленты отнести не выйдет, да ее здесь не сильно то и много. Стартовая погоня, бодрая драка в казино, финальная разборка. Не густо на два с лишним часа. Да и сам ГГ на икону боевика не тянет – чересчур интеллигентен, а его потасовки показаны смазано и неакцентировано. За исключением свалки в клубе, порадовавшей еще и демонстрацией того, что даже крутого бойца можно «забороть» толпой.

Что касается любопытных отличий «Грома» от западных «кино-рисованных картинок». Главный герой комикса – мент. Комикса! Не боевика или полицейской драмы про копа-одиночку. Комикса! Не просто парень, время от времени сотрудничающий с силовиками и государством. Не солдат, взращенный и выпестованный на державный кошт. А самый натуральный коп. Человек, осознанно избравший путь служения правосудию, и достигший в этом недурных высот (пускай не без превышения полномочий и закрывания глаз на делишки информатора). Для супергероев нетипичненько.

Ну и социальное наполнение. Нам покажут не просто продажных судей. Или расслоение общества на богатых и бедных,  вместе с последствиями такого расслоения — эти темы в забугрных графических романах используют во весь рост. Но и пройдутся по вещам, гораздо реже демонстрируемым на большом западном экране. Я имею в виду обманутых вкладчиков банков, проблему гигантских мусорных свалок в мегаполисах. И, безусловно, детишек-мажоров, кои безнаказанно могут творить, все что заблагорассудится.

Западному зрителю, живущему в обществе, где не принято столь открыто наглеть (понятно, что там тоже хватает «неприкасаемых», но им чаще всего приходится соблюдать внешние приличия) – новые ощущения обеспечены.

Теперь об идейном наполнении картины.

Постановщики пройдутся по вечной теме неспособности силовиков справиться с преступностью законными методами (вспомним хотя бы Головачева с его Стопкримом). Затронут вопрос что же все-таки важнее – законность или справедливость.

Сделают акцент на том, как скатывается в бездну насилия линчеватель, берущий правосудие в свои руки.

Но это стало главной причиной копий, ломающихся вокруг «Грома».

С одной стороны нам показывают гражданский протест, побуждающий туповатую власть обратить внимание на перезревшие проблемы социума.

С другой – четко демонстрируют, что любое насилие, а уж тем более убийство, не приводит ни к чему хорошему.

Параллельно пройдясь по неконтролируемым соцсетям, которые могут стать, о ужас! «Трибуной для маньяка». Влиянию «сети» — ведь действия «борца за справедливость», увиденные онлайн, побуждают безнаказанность и желание следовать его примеру в реале.

Посыл понятен – исключительно мирные акции решат проблемы. А интернет надо держать под контролем.

При этом местные менты показаны в целом адекватными, болеющими за народ ребятами (даже ленивый жирный сотрудник). А «фанаты боевых искусств» – сознательными гражданами, спешащими на помощь в трудную минуту, словно Чип с Дейлом, на время позабывшие о Гаечке.

Фантастика, что ж вы хотите. 

В общем, не угодили постановщики ни властям, ни оппозиции.

Эрго. Классический кинокомикс с некоторыми нетипичными для своих голливудских коллег моментами. Хорошая главная роль и атмосфера. А вот злодей и боевка подкачали.

Режиссер: Олег Трофим

В ролях: Тихон Жизневский, Любовь Аксёнова, Алексей Маклаков, Михаил Евланов, Александр Сетейкин, Сергей Горошко, Дмитрий Чеботарёв, Олег Чугунов, Антон Богданов, Юрий Насонов, Ойсель Море Деспайгне, Кристина Ибадуллаева, Владимир Дикун, Дмитрий Лиманов, Эльдар Мурсалов

P. S. За очередную похабную перепевку Цоя фильму минус пару сотен вистов.

 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Майор Гром: Чумной Доктор, 2021 — рецензия (обзор)

  1. Валерий говорит:

    Я не проплаченый словоблуд! Настоятелно рекомендую к просмотру. Интересно, смешно, затягивает. Фильм стоит своего времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.