Любой ценой (Hell or High Water), 2016 — рецензия (обзор)

ljuboj_cenojСхватка с нищетой, или Из жизни депрессивных регионов

Судьбы Тоби (Пайн)  и Таннера (Фостер) Ховардов сложились так же, как и у сотен других техасских мальчишек. Один брат женился, завел детей, работал на газовую компанию. Потом работы не стало, жена ушла, забрав пацанов, косяком пошли долги – а тут еще и материнский дом вот-вот отойдет банку как залог. Второй брат попал в тюрьму, отсидел «червонец», вышел аккурат после смерти матери.

Денег понятное дело не было, времени на выкуп дома оставалось в обрез, и Тоби, еще не утопивший окончательно мозги в виски, придумал вполне адекватный план.

Благо небольших банковских отделений без охраны, а кое-где – и без видеонаблюдения на выжженных солнцем землях Техаса хватало.

Поначалу все пошло как по маслу – никаких жертв, относительно небольшие суммы награбленного.

Но затем мало того, что делом заинтересовался Маркус Гамильтон (Бриджес) – пожилой, но умный техасский рейнджер, которому до пенсии оставались считанные дни. Так еще и дерганый Таннер начинает потихоньку отходить от хорошо продуманного плана.

А значит, дело добром не кончится.

 

Ленты об ограблениях всегда пользовались на западе изрядным спросом. А уж если разбавить это действо социально важными темами упадка американской глубинки – так и вовсе хорошо (особенно для наградного листа). Причем, что интересно, фильм ждали неплохие отзывы критиков (включая киноакадемиков – 4 номинации на Оскар, как-никак), но довольно прохладная реакция зрителя (27 лимонов сборов при 12 бюджета отнюдь не гроссмейстерский результат).

Как раз социальную карту создатели Hell or High Water (Ад во время паводка? – идиома, использовавшаяся в 19 веке для обозначения летнего пути пастухов со стадами из Техаса в Канзас) разыгрывают по полной программе. Депрессивные городки техащины, запущенные дома и фермы, раздолбанные старые машины, постоянные попытки удержаться на краю нищеты, надписи «продажа» через каждые пару шагов, искренняя ненависть к банкам и банкирам. «Бывшие» жены, самостоятельно поднимающие на ноги малолетних отпрысков. Местные парни, которым одна дорога – в тюрьму, ведь даже если захочешь прожить честным трудом, у тебя это, скорее всего не получится.

Отсюда и повышенное сочувствие к братьям-акробатьям. Мало того, что они не как Диллинджер какой-то, грабящий с жиру, кладущий трупы направо и налево, и снимающий бабки сотнями тысяч. А вполне себе приличные ребята, которым нужна вполне определенная, при этом отнюдь не гигантская сумма.

Тем более, когда среди наших бандитов такой адекватный персонаж, как Тоби в исполнении Криса Пайна. Протагонист «Стартрека» (http://perekat.kiev.ua/стартрек-бесконечность-star-trek-beyond-2016/) и «Джека Райана» (http://perekat.kiev.ua/джек-райан-теория-хаоса-jack-ryan-shadow-recruit-2014-рецен/) всеми силами старается расширить свое актерское амплуа, и потихоньку замахивается на интересные трагические роли. Его Тоби живет только ради детей. Для них готов на что угодно. Он неглуп, способен создавать долгоиграющие планы, спокоен, но готов взорваться в нужный момент. При этом ему не приходилось отнимать жизни, и главное — он этого никоим образом не хочет делать. Наблюдать за таким героем интересно, и любой мужчина способен без проблем поставить себя на его место. А что еще нужно для сопереживания?

Бен Фостер («Уцелевший» — http://perekat.kiev.ua/уцелевший-lone-survivor-2013/ , «Контрабанда» — http://perekat.kiev.ua/контрабанда-рецензия-обзор/, «Варкрафт» — http://perekat.kiev.ua/варкрафт-warcraft-2016/) и его Таннер на порядок более несдержанный юноша. Уже побывавший за решеткой, подсевший на адреналин, наслаждающийся властью и грабежами, в общем, гораздо менее приятный тип, чем его брат, но тоже вполне жизненный персонаж. Это не карикатурный громила, не свихнувшийся убийца, не приблатненный вор. Вполне обычный мужик, пошедший вполне обычной для Техаса дорожкой. Мужик, которого держит на свете лишь любовь к брату. К такому гораздо меньше сопереживания, но вполне хватает понимания.

Третьей стороной рокового треугольника выступает Джефф Бриджес («Призрачный патруль» — http://perekat.kiev.ua/призрачный-патруль-r-i-p-d-2013-рецензия-обз/, «Посвящённый» — http://perekat.kiev.ua/посвящённый-the-giver-2014-рецензия-обзор/, «Седьмой сын» — http://perekat.kiev.ua/seventh-son-2014-рецензия-обзор/) со своим предпенсионным рейнджером. Он до чертиков устал, постарел, с трудом волочит ноги. Но при этом аж никак не потерял злую иронию, волчью хватку и умение не выпускать преступников из рук. Нельзя сказать, что персонаж  Бриджеса меня поразил – нечто похожее в его исполнении мы уже видели, да и болеешь все же больше за медведей, чем за охотника, но номинация на Оскар Джеффом вполне заслужена. Его Маркус полностью реален, и до боли жизнен, пугая зрителя приближающейся старостью, а заодно утверждая, что годы это не приговор. Что настоящий мужик всегда найдет себе занятие даже на смертном одре.

А ведь есть еще Альберто Паркер (Бирмингем), напарник Гамильтона, мексикано-индеец, служащий мишенью для бесконечных шуточек Маркуса и объектом его почти отцовской заботы.

Снята лента вполне профессионально, медитативные картины провинциальных, пустынных городков сменяются напряженными сценами ограблений, семейные перипетии — острыми комментариями повидавшего жизнь рейнджера, а выжженные солнцем панорамы техасских земель — погонями и внезапными драками. Выглядит абсолютно не скучно, не смотря на минимальную долю действия (не считая финального ограбления) и вроде как чисто американскую проблематику. Которая оказывается вполне общечеловеческой, ведь действие могло бы происходить (с некоторыми изменениями) практически в любом депрессивно-заброшенном районе мира.

Сопровождается фильм качественными, ироничными диалогами, а также удачно подобранной и уместной музыкой, навевающий провинциальное настроение из глубинки США, редкий случай, когда я вообще обратил хоть какое-то внимание на саунд-трек.

И на самом деле абсолютно непонятно, чего не хватило штатовцам, столь вяло пошедшим в кинотеатры. Хорошие актеры и неплохие персонажи, качественно подобранная атмосфера, откровенный акцент на американского зрителя, через близкую и знакомую проблему, элементы столь любимого в тех краях роад-муви и вестерна, хорошо нагнетаемое напряжение и уместно-дозированное действие.

Чего ж вам чертякам еще-то нужно?

Эрго. Любопытное исследование проблем американской глубинки в криминально-семейной обертке. Фильм не особо переполнен действием (скорее наоборот), но благодаря хорошим актерским работам и атмосфере все время поддерживает высокий градус напряжения.

Режиссер: Дэвид Маккензи

В ролях: Джефф Бриджес, Крис Пайн, Бен Фостер, Джил Бирмингем, Дейл Дикки, Уильям Стерчи, Бак Тейлор, Кристин Берг, Кит Мэривезер, Жакмо Буззел

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.