Любимица Мельпомены. Рекордсменка, омытая дождем из наград. День рождения отмечает Мерил Стрип.

StripЕе актерский талант, похоже, благословлен свыше. Ведь практически каждый образ, созданный на экране – чудо. Полнокровное. Дышащее. Живое.

К счастью, за признанием ее заслуг дело не заржавело. Три Оскара и 15 (!) номинаций. Лучший лицедейский результат за всю историю кино. Восемь Золотых Глобусов и двадцать «подходов к снаряду» — вы не поверите, но и это рекорд!

Премии гильдии киноактеров, «BAFTA», Эмми и прочие, полученные и номинированные, естественно исчисляются десятками. Плюс именная звезда на Голливудской «Аллее славы».

Кто это? Да попросту – одна из величайших актрис мирового кинематографа.

Помимо этого — четверо детей, звание доктора искусствоведения Гарвардского университета и оратора Национального музея женской истории. Членство в Американской академии искусства и литературы.

Встречайте — Мэри Луиз Стрип. 

Родилась Мэри 22 июня 1949 года в американском штате Нью Джерси.

В детстве будущая звезда не отличалась особой привлекательностью, посему в школе девочка сделала акцент на комической стороне своей натуры. Устраивая розыгрыши и пародируя окружающих. Тогда же у нее обнаружился талант к пению.

Но вскоре природа взяла свое и из гадкого утенка вылупилась весьма симпатичная птица.

Где то в это же время из двух настоящих имен Стрип рождается на свет заворожившее девушку имя «Мерил».

 

После завершения «школьных годов чудесных» наша героиня твердо решает посвятить свою жизнь театру.

Колледж Вассара, затем факультет драматического искусства в Университете Йеля.

В 1975 году Мерил Стрип получает степень магистра искусств, и отправляется на нью-йоркский Бродвей.

Встреча с профессиональными подмостками оказалась успешной. Роли в пьесах Т. Уильямса, А. Миллера. Участие в Нью-Йоркском шекспировском фестивале. Первые номинации на театральные награды. Первая настоящая любовь. К сожалению, недолгая.

Именно предмет ее чувств — актер Джон Казале убедил Мерил в том, что она создана для большого экрана.

Эпизод в обласканной киноакадемиками антивоенной «Джулии» (1977), прошел незамеченным, но позволил дебютантке попробовать непривычного для нее киношного хлеба.

Дальше был мини-сериал «Холокост» (1978), где Мерил в компании Джеймса Вудса и Джона Бэйли расскажет историю еврейской семьи Вейсс перед и во время Второй мировой войны.

В этом же году произошло два события, одно принесшее Стрип бездну горя, другое – возможность гордиться собой, как профессионалом.

От рака скончался Джон Казале.

А ее игру отметили номинацией на Оскар как «Лучшую актрису второго плана» в знаковой для Америки саге «Охотник на оленей«. Лента собрала пять заветных статуэток, и стала пионером в долгом и тяжелом разговоре о Вьетнамской войне. В середине 2000-ных картина займет 53-е место среди ста лучших произведений кинематографа США за всю историю, по опросу Американского киноинститута.

К счастью, все в этом же 1978 Мерил встретила человека, остающегося ее спутником по сей день — скульптора Дона Гаммера, будущего отца всех четырех ее детей.

Через год судьба, будто извиняясь за смерть Казале, продолжила осыпать Стрип своими милостями.

Первый, в ее еще недолгой карьере Оскар лучшей актрисе второго плана (плюс Золотой Глобус) за «Крамер против Крамера«. Душевную, лирическую и поразительно оптимистичную ленту об отце, вынужденном самостоятельно воспитывать маленького сына.

С той поры практически ни один год не обходится для актрисы либо без номинации на какую-либо награду. Либо без заслуженного триумфа.

 

Конец 70-х и 80-е выдались у нашей именинницы особенно насыщенными:

«Соблазнение Джо Тайнана» (1979) – политическая драма, задающая неудобные вопросы о выборе и ответственности.

«Женщина французского лейтенанта» (1981) – двухслойное повествование об истории непростой любви, происходящей в Англии 19 века, и кинематографистах, в наши дни снимающих о ней фильм. Тонкая, стильная и притягательная лента о связи времен, морали, ханжестве, внутренней природе человека, запретах и нравах. Полноценный Золотой Глобус уже как полноценной Лучшей актрисе (без всяких там «вторых планов»).

«Выбор Софи» (1982) – тяжелая и страшная драма о памяти, попытке начать жизнь заново, войне, ломающей человека и оставляющей след, который невозможно вытравить ничем. Самозабвенная, выворачивающая наизнанку игра нашей героини и полностью заслуженный второй Оскар.

«Силквуд» (1983) – профсоюзно-революционная лента о реальной борьбе сотрудницы фабрики по очистки плутония за права рабочих. Стрип, Шер и Курт Рассел умело разыгрывают эту «актерскую», камерную, бытовую, переполненную подробностями драму. Хотя так и не отвечают на вопрос, что же все таки случилось с Карен Силквуд. Номинации на Оскар и Глобус.

«Влюбленные» (1984) – рассказ о внезапной «железнодорожной» страсти двух уже состоящих в браке людей, интересная в первую очередь отличной эмоциональной игрой Роберта Де Ниро и Мерил Стрип.

«Из Африки» (1985) – романтичная, неторопливая, чуть печальная история любви на фоне божественных пейзажей Черного континента. Семь Оскаров, но ни Стрип, ни ее партнер Роберт Редфорд на этот раз не приблизились к Золотому мальчику. Роберт даже не был номинирован.

«Ревность» (1986) – еще один взгляд на семейные проблемы, где после Де Ниро, Уокена, Хоффмана и Редфорда ее партнером становится еще один из когорты голливудских небожителей — Джек Николсон.

«Чертополох» (1987) – и сразу же еще одна совместная работа двух прекрасных актеров, глубокая, трагичная и тяжелая драма об изгоях общества, одиночестве, чувстве вины и сострадании. Номинация на Оскар.

«Крик во тьме» (1988) — рассказ о реальной австралийке Линди Чемберлен, обвиненной в убийстве своей дочери. Бесстрастный, отстраненный, наполненный судебными разбирательствами, отчаянием и непредсказуемой людской молвой. Номинации на Оскар и Золотой Глобус, Серебряная премия за лучшую женскую роль Каннского кинофестиваля.

«Дьяволица» (1989) – комедия о женской мести за измену и о чертях, водящихся во глубине тихого, семейного омута. Не шедевр, но: Номинация на Золотой глобус.

 

90-е считаются гораздо менее удачными для нашей именинницы. Большинство лент этого периода холодно приняты критиками, и не всегда оценены зрителями.

Тем не менее, свой урожай номинаций и наград Стрип пополняла и тогда.

«Открытки с края бездны» (1990) – ироническое повествование о совсем не смешных событиях жизни киноактрисы Сюзэнн Вейл, пристрастившейся к наркоте.

Номинации на Оскар и Золотой Глобус.

«Защищая твою жизнь» (1991) – даже в посмертии героини Мерил на высоте! Именно ее любовь спасает погибшего в катастрофе бизнесмена от своеобразного перевоспитания.

Номинация на премию Сатурн.

«Смерть ей к лицу» (1992) – черная комедия Роберта Земекиса с Брюсом Уиллисом и Голди Хоун. Слегка безумная, при этом весьма забавная история о двух экс-подругах, испивших эликсир вечной молодости.

Номинации на Глобус и на Сатурн.

«Дом Духов» (1993) – семейная сага о семье латифундистов в Чили, охватившая период в почти полвека. Эпично, трагично, эмоционально, поэтично. Как там: магический реализм? Во-во. Плюс молоденький Антонио Бандерас. При этом — ни наград, ни номинаций. Даже как-то удивительно.

«Дикая река» (1994) – приключенческий триллер о людях, отправившихся в путешествие по реке, и оказавшихся не в том месте. Много рафтинга и природы.

Номинации на Премию Гильдии актеров и Глобус.

«Мосты округа Мэдисон» (1995) — трогательный рассказ о случайной встрече провинциальной домохозяйки Франчески и нью-йоркского фотографа Роберта в исполнении Клинта Иствуда (одновременно режиссера этой ленты). И, конечно же, большой Любви. И, конечно же, далеко не такой счастливой, как хотелось благодарным зрителям.

Стрип – волшебна. Плюс еще одна номинация на Оскар.

 

Из картин второй половины десятилетия стоит упомянуть «Комнату Марвина» (1996), грустную историю с Де Ниро и юным ДиКаприо, о двух сестрах, кардинально различающихся характерами (номинации на Глобус и Премию Гильдии актеров).

«Истинные ценности» (1998), семейную драму о том по-настоящему важных в жизни каждого человека вещах (Номинации на Оскар и Золотой Глобус).

А также «Музыку сердца» (1999), социальную драму о женской судьбе, отношения учителей и учеников, родителей и детей, полную музыки и тепла. Кстати, специально для этой роли Мэрил научилась игре на скрипке. Номинации на Оскар, Глобус и Премию Гильдии актеров.

 

В начале нового века Стрип берет небольшую паузу в кинокарьере, погружаясь в театральные работы, и семейные вопросы.

Чтобы спустя два года вернутся на большой экран двумя отличными проектами:

Отвязной «Адаптацией», с одной из лучших ролей Николаса Кейджа. Многомерной, ироничной, атмосферной, философской зарисовкой по сценарию Чарли Кауфмана о… сценаристе Чарли Кауфмане. А также о людях, отношениях, кризисе, творчестве и Голливуде. (Золотой глобус для нашей именинницы, плюс номинация на Оскар).

И «Часами», историей трех женщин из разных времен. Женщин желающих счастья. Женщин проходящих через отчаяние, болезни, депрессии, несчастья. Женщин таких разных и таких похожих. Лента непростая, тяжелая, но очень глубокая, и способная дать зрителю необходимую порой встряску. Серебряный Медведь за лучшую женскую роль (совместно с Кидман и Мур), номинация на Глобус и BAFTA.

Продолжение вышло не хуже.

Золотой глобус за волшебно-библейский мини-сериал, с серьезным социальным наполнением «Ангелы в Америке» (2003). Среди партнеров Мэрил — Аль Пачино.

Номинация на Глобус за качественный политический триллер «Маньчжурский кандидат» (2004) с главной ролью Дензела Вашингтона.

Золотой глобус и целый ворох номинаций за «Дьявол носит `Prada`» (2006) и демоническую Миранду Пристли, сыгравшую важнейшую роль в судьбе молоденькой Андреа, оказавшейся в мире моды.

Премия Гильдии актеров, номинации на Оскар, Глобус и BAFTA за «Сомнение» (2008), камерную психологическую драму, блестяще сыгранную Стрип и Филипом Сеймуром Хоффманом. После финала оставляющую множество поводов «на подумать».

Золотой глобус и номинация на Оскар за «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» (2009). Вкусном, душевном кулинарном гимне о позитивном мышлении, а также любви к приготовлению пищи.

Долгожданный третий Оскар (и до купы восьмой Золотой Глобус) за образ Маргарет Тэтчер в «Железной леди» (2011) обзор здесь http://perekat.kiev.ua/?p=1091. Байопик о премьер-министре Великобритании, женщине, изменившей ход истории. Кинематографичный, яркий, не развешивающий ярлыков, местами напряженный, местами меланхоличный. В общем, на удивление удачный.

Номинация на Глобус за «Весенние надежды» (2012), грустный и неторопливый разговор о возрасте, старении и сексе, с легким налетом комедии.

Номинации на Оскар и Золотой Глобус за «Август» (2013). Пронзительная семейная драма о темных глубинах человеческой натуры, с качественным сценарием и хорошей актерской игрой.

 

Мы вспомнили только самые яркие образы из восьми десятков, созданных Мерил за 37 лет в кино. А ведь это далеко не финал, несмотря на далеко не девчачий возраст. Ее график съемок расписан на несколько лет, и впереди еще немало шикарных персонажей.

 

Она всю жизнь сомневается в своей привлекательности, ругая собственный длинный нос. Не любит фотографироваться. Довольна жизнью далеко не всегда, но перед поклонниками старается выглядеть сияющей. Любит поворчать. Балдеет от Софи Лорен. У нее нет любимого режиссера, она считает себя ленивой, но способной собраться для работы. Уверена, что мозги дадены для того, чтобы их использовать.

А для счастья, по ее мнению, хватить трех вещей: любви, еды и секса.

В этом вся Мэри Луиз.

Любимая и любящая. Работающая до седьмого пота и вальяжно отдыхающая с бокалом вина. Способная отодвинуть в сторону страх, усталость и создать десятки образов, заставляющих сопереживать себе весь мир.

Откровенная, умная, язвительная.

Великая и гениальная.

Мерил Стрип.

Запись опубликована в рубрике ЛЮДИ КИНО с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.