Кофейку? Закурим? Вы что не читали мои стихи? Я сегодня мертвец. День рождения празднует неординарный Джим Джармуш

Он снимает артхаус, а всегда хотел снять японский фильм. Он любимчик жюри Каннского кинофестиваля и корифей американского независимого кинематографа, считающий саундтреки Тарантино ужасными и восхищающийся итальянцами. Ему плевать на моду, а учеба для него — 95% выброшенного времени. Его история о «Кофе и сигаретах» началась в 1986. Полнометражный фильм появился лишь через 17 лет.

Режиссер, сценарист, музыкант, поэт одноэтажной Америки — Джим Джармуш.

Будущий неоднократный призёр Каннского кинофестиваля родился 22 января 1953 года в штате Огайо. После школы, в 1971, его принимает в объятья Чикагский Северо-Западный университет. Журналистика, затем английская литература.

Следом его ждал Париж – город знаковый для Джармуша, город, который он сохранит в своем сердце на всю жизнь. Но Франция Францией, а Штаты не собирались уступать своего сына старушке Европе. Вернувшись в Нью-Йорк, Джим, влюбившийся в движущиеся картинки на родине кинематографа, поступает в киношколу Нью-Йоркского университета. Вскоре он становится ассистентом у известного режиссёра Николаса Рэя. Английская литература была позаброшена, а участь Джармуша решена.

В 1980 мир удостаивается чести лицезреть дебют молодого таланта.

«Отпуск без конца». Рассказ о молодом нью-йоркце, снятый за 15 тысяч долларов на шестнадцатимиллиметровую плёнку, заслужил премии МКФ в Германии и Португалии, показал стиль будущей звезды артхауса, и стал картиной, жанра которой, не смогли определить даже маститые критики. Сюжет не во главе угла, не завершенные до конца истории, много разговоров. «Как в жизни». Своему подходу к кино Джим уже не изменит.

Следующей его работы заинтересованный зритель ждал 4 года. Не зря.

«Более странно, чем в раю». История о чужестранцах (причем в их число входят не только «понаехавшие» эмигранты, а вполне себе «настоящие» американцы), и поиске своего рая неудовлетворенными жизнью людьми. Эта лента, окончательно определила Джармуша в столпы американского независимого кино (кстати, картина, снятая за 100 тысяч долларов, собрала в прокате США 2,4 миллиона долларов).

«Золотая камера» за лучший дебют на Каннском кинофестивале. «Золотой леопард» на фестивале в Локарно. Специальный приз жюри на фестивале независимого кино «Сандэнс». Приз Национального общества кинокритиков за лучший фильм. Вдобавок Библиотека Конгресса внесла «Более странно, чем в раю» в Национальный реестр фильмов, имеющих культурное, историческое либо художественное значение. Ливень наград. Град призов.

Самое главное было пройти испытание медными трубами. Джим справился.

Теперь он мог позволить себе никуда не торопится. Дальше промежуток между последующими его работами, как правило, составлял не меньше 4 лет.

В 1986 появляется на свет «Вне закона» (бюджет которого составил уже миллион) с участием итальянского актёра и режиссёра Роберто Бениньи (он также примет участие в «Кофе и сигаретах» и «Ночи на Земле») о дороге, поиске и свободе. И никуда без иностранца! 1989 – «Таинственный поезд». Замыкающая часть своеобразной трилогии о неамериканцах в штатах. Три неторопливых новеллы о постояльцах отеля «Аркадия», пронизанные духом Элвиса, с условным сюжетом и неторопливой динамикой. Настоящий архаус! 1991 – «Ночь на Земле». Картина, состоящая из пяти трагикомических историй о таксистах и ночных пассажирах, происходящих в течение одной ночи в разных городах мира, становится притчей о жизни и смерти. Понятиях, одинаковых во всех уголках Земли.

1995 — «Мертвец». Лента, ставшая классикой. Приключения молодого бухгалтера Уильяма Блейка в исполнении Джонни Деппа (добавившего, кстати, в бюджет своих собственных денег) оказались, пожалуй, лучшей работой Джармуша. Мистическая притча, начинавшаяся как вестерн, в процессе становится не столько путешествием в пространстве и времени, сколько погружением в глубины человеческой личности, рассказом о дружбе, контакте между людьми настолько разными, насколько это можно представить. Крепкие актерские работы, адекватная стилистика и антураж, уместное музыкальное сопровождение, мастерская режиссура помогли «Мертвецу» завоевать множество поклонников по всему миру. 1999 – Криминально-самурайская драма «Пёс-призрак: путь самурая» полная неприятия современного мира, с качественной игрой харизматичного Фореста Уитакера.

В 21 веке помимо короткометражек, Джармуш порадовал нас полноценными «Кофе и сигаретами» (2003), включающими в себя 11 очень стильных разговорных новелл. Меланхолично-ностальгическими «Сломанными цветами» (2005), получившими, наконец, гран-при Каннского фестиваля, с ролью, написанной специально для постаревшего Билла Мюррея. Картина, бюджет которой составил 10 миллионов, а сборы — более 45. Кассовый успех – жуткая редкость для Джармуша.

Последней его работой на сегодняшний день стала медитативно — философская притча «Пределы контроля» (2008).

Непонятый массами. Элитарный. Снобистский. Невнятный. Бредовый. Артхаусный. Как только не называли Джармуша за его 60 лет. А ему плевать. Он снимает кино.

Запись опубликована в рубрике ЛЮДИ КИНО с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.