Королева всего, блин, на свете (Queen of Fucking Everything), сериал, 2025

Во все финские тяжкие, или Погружение во тьму

Линда Саарнилуото чувствовала себя в шоколаде. Жилье в центре финской столицы. Работа риелтором, клиентура – богачи, покупающие дома и огромные квартиры. Любимый и любящий муж.

Но однажды утром все закончилось. Сперва были заблокированы все банковские карты.  Затем растворился в голубой дали супруг, оставивший своей суженой неимоверного размера долг от своей обанкротившейся компании. Долг, который не выплатить за всю жизнь.

Линда оказывается перед разбитым корытом. Финансы не просто поют романсы, а уже издали предсмертный хрип. Практически все, что получает на работе – уходит государству. И даже чтобы заплатить за еду, женщине приходится прибирать к рукам то, что плохо лежит, или сражаться с бездомными за тару. 

Благо, вскоре Линде подворачивается возможность несколько поправить свое финансовое положение, перехватив вожжи выгодной наркосделки, а затем прикоснувшись к миру действительно больших денег. И чем закончатся эти игры Линды со смертельно опасными вещами, неведомо никому, кроме Создателя.

 

Проект, еще во время прочтения аннотации вызывающий ассоциации с великолепным Breaking Bad (в котором тоже хватало черноюморных моментов, но выглядели похождения Хайзенберга на порядок серьезнее и мрачнее), только в более комедийном стиле. Дополненный социальными особенностями отношений в богоспасаемом финском царстве-государстве (тут сериал играет уже на поле норвежских Иммигрантов).

Постановщики активно смешивают жанры. Комедия встречается с мелодрамой. Криминал с производственными историями из жизни риелторов и строителей. Философские рассуждения сменяются ироничными сценками, авантюрные планы – членовредительством, нелепые общественные отношения – большим чувством, моральные изменения ГГ — опаснейшими озарениями. Не обойдется без смертей.

Создатели сериала порой откровенно издеваются над финским обществом, над его ханжеством, лицемерием, формализмом, страстью к наживе, необходимостью, невзирая на обстоятельства, сверкать непременной улыбкой, особенностями законодательства («банкротство не преступление»). Показывают расслоение между сытыми, ухоженными, преисполненными снобизма обитателями центра и бедными жителями спальных районов. И то, как быстро и легко можно перейти из одной категории во вторую. Причем даже не самые радикальные изменения (жилье и статус сохраняются) влекут за собой серьезнейший  кризис и надлом психики. Постебутся над чиновниками, с их коррупцией и головами, полными тараканов и представлений о том, что важно. Над строителями и ремонтниками, не слазящими со стакана. Над риелторами и бизнесменами, преисполненными гордыни, ощущения собственной важности и презрения к окружающим. Достанется многим.

Иронией, доходящей порой до сарказма и фарса, Queen переполнена до краев.

Но главной темой сериала, как и в Breaking, становится то, как меняется обычный, законопослушный человек под влиянием обстоятельств.

Постановщики пронаблюдают трансформацию личности, чье привычное место в социуме оказывается под угрозой. Вынужденной нарушать закон, делать для выживания не самые благовидные и приятные вещи. Потихоньку теряющей моральные берега, все больше, по мелочам, склоняющейся на «темную сторону силы».  Открывающей внутри не используемые ранее таланты и качества. Познающей прелесть азарта, риска, достижения серьезных целей, ломания судьбы об колено, огромных денжищ, погони за прибылью.

Не забудут сказать о последствиях таких действий, как для тебя лично, так и для окружающих.

Поговорят со зрителем о многих важных моментах. О психологии и социальном поведении. Не лучших людских качествах типа высокомерия и тщеславия. Одиночестве, вечно ждущем под окном. Любви, настигающей нас в самые неожиданные моменты. По-настоящему любящих людях, и тех, кто нас банально использует. Дружбе, когда настоящих товарищей находишь совсем не в тех, о ком ты думал. Доверии, которое не всегда оказывается к месту, тем более в своем безоглядном, слепом варианте. Стремлении полагаться на других, переложив на них ответственность. Отношениях отцов/матерей и детей, влиянии родительниц на чад, обиде и злости на «предков», лелеемой годами.  

Регулярно будут повышать темп, под конец выдав просто угарную динамику, создав отличное напряжение безо всякого экшена (вспоминается шикарное Арго). Пару раз уместно используют поликадр. Умеренно активно – флеш-беки, связанные в основном с родителями и мужем ГГ.

Центральная протагонистка (Малмиваара). Дама далеко не первой молодости (под полтинник), не красавица, но женщина, следящая за собой. Порой тупит, порой действует как тонкий психолог и знаток людских душ. Порой пугается и делает глупости, порой способна на хладнокровные, продуманные действия. Порой совершает безумные поступки из разряда «испанский стыд», порой поражает изысканностью и адекватностью. Эмоционирует, сомневается, рефлексирует, депрессует. Как обычный «наш сосед».

Линда  — нормальный человек, хочет счастья, любви, богатства. Не против побыть «за мужем». Но когда приходится, показывает, что ее благоверный был прав, утверждая, что она сильная. А что делать?

До определенного момента, героине сопереживаешь по полной. Однако в некий момент начинаешь потихоньку болеть против нее. Слишком много лжи, подлогов, угроз позволяет себе наша милая Линда. И это уже после того, как выясняется, что ситуация с задолженностью решаема (даже первая продажа деревянного варианта изрядно облегчала ее долг). А уж действия в финале и вовсе окончательный шаг за грань.

Отличный образ.

В проекте практически нет откровенно однотонных персонажей, каждый может порадовать как черными, так и светлыми сторонами личности.

Особо охота отметить подругу ГГ Марке. Глупенькую пышку-простушку, добрую, щедрую, жизнерадостную, наивно-позитивную бабенку. Оказавшуюся сперва единственной опорой героини, позднее проявившей далеко не самые идеальные свойства людской натуры, типа той же жадности (но вполне умеренной).

Экс-коллегу Лаури. Нервного и пофигистично-философствующего любителя пива.

Да любовника, а заодно криминального авторитета Берхе. Обалденно харизматичный мужик, втюрившийся в ГГ как пацан. С этой линией связаны эротические игры пары среднего возраста. Кузов с пеной особо порадовал.

Не лишен проект национальных финских особенностей, как то красивенной природы, открытого купальни-чана с подогревом на заснеженном берегу озера, лыжных тренировок на глади рек, да аквариум-вульгариса — офиса с полностью прозрачными стенами (хотя может это не только финский прикол).

Эрго. Недурная криминальная комедия (или скорее драмеди) о трансформации личности.

Режиссер: Бьёрн Стейн 

В ролях: Лаура Малмиваара, Катья Куккола, Кристо Салминен, Йонас Хейккинен, Миро Лоппери, Минна Хаапкюля, Кари Хейсканен, Юхо Милонофф, Мария Пакален, Янне Реинкаинен, Юсси Никкиля, Чике Оханве, Элла Ахо, Самппа Баталь, Санна-Кайса 

P. S. Конец у сериала приоткрытый, вполне возможно: «парни нас ждет вторая серия».

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.