Сергей Лукьяненко «КВАZИ». — М.: АСТ, 2016 г. (Серия: Книги Сергея Лукьяненко)
Людоедская эволюция, или Повесть о развитии человечества
Десять лет назад старый мир умер. Не поверите: натуральный зомби-апокалипсис, живые мертвецы, стремящиеся сожрать человечество.
Однако оказалось, что произошла не только смерть старого мира, но и рождение нового. Мира, в котором кроме людей и «восставших», появились еще и кваzи – существа, «вылупившиеся» из зомби. Существа не совсем живые в обычном понимании, и со своими физиологическими особенностями, но вполне разумные и абсолютно вменяемые. Пришлось обычным людям уживаться с новой версией гомо сапиенс.
И когда смертельная опасность стала грозить уже этому новому миру, на его защиту встали двое полицейских: живой и мертвый, человек и кваzи. Человек, искренне ненавидящий восставших и то, что из них вырастает. И кваzи… Да кто ж вам скажет что на уме у безэмоционального «квазюка». Как они умудрились работать в команде? Попросту у двух подвидов людей оказалось гораздо больше общего, чем представлялось.
Тема зомби-апокалипсиса в последние годы что называется «в тренде». После Круза с его «Эпохой мертвых» ( http://perekat.kiev.ua/эпоха-мертвых-начало-москва-круз/ ) появилось десятки (если не сотни) томов, в которых бравые москвичи, питерцы, или калифорнийцы сотнями режут живую мертвечину, отвлекаясь лишь на секс и драки с собратьями-людьми. В какой-то момент среди этого грязноватого потока стали появляться приличные книги, с качественными героями, берущие за душу и поднимающие весьма интересные вопросы. Сперва за рубежом, к примеру, произведения Макса Брукса «Мировая война Z» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/мировая-война-z-без-бреда-питта/), или Миры Грант «Корм» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/корм-грант-korm-grant/).
Постепенно тенденция добралась и до наших пенатов. Причем подхватил знамя «интеллектуальной зомбятины» никто иной как Сергей Лукьяненко, в последнее время погрязший в бесчисленных «Дозорах» и межавторской «Заставе» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/застава-лукьяненко-с/ ).
Возвращение одного из самых интересных российских фантастов прошло в целом удачно. Сергей профессионально держит внимание читателя, не забывает об саспенсе и обсуждении разнообразных волнующих писателя тем:
Что такое на самом деле человек? Каков его дальнейший путь? Как справляться с ненавистью, излишней агрессией и страхом смерти? Как жить в эмоциональном вакууме? Чего больше в политкорректности: достоинств или недостатков?
Нас ждут две сюжетных линии: основная и короткие воспоминания-флеш-беки капитана милиции дознавателя по смертным делам Дениса Симонова, от лица которого мы и будем знакомиться с миром книги.
Читается увлекательно и на одном дыхании. Узнавать детали этого самого дивного нового мира по-настоящему интересно, с фантазией у Сергея все по-прежнему в порядке, также добавляют перчику его любимые подколки и периодически встречающиеся аллюзии. Как вам кваzи-бургеры, кваzи-религия или Питер как столица российских «возвысившихся»?
Плюс автор взял на вооружение линию двух непохожих друг на друга напарников, абсолютно беспроиграшный ход, вспомним хотя бы классику типа «Смертельного оружия» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/смертельное-оружие-lethal-weapon-1987/ ), или недавний сериал «Почти человек» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/почти-человек-almost-human-сериал-2013-2014/ ). Ведь именно в такой ситуации полнее всего раскрываются персонажи и авторские идеи. В «КВАZИ» нас порадуют как раз такой классической парой: двумя ментами, один из которых, после смерти родных, ненавидит все, что связано с живыми мертвецами. Другой — преследует свои цели, и крайне дозировано выдает информацию напарнику.
Имеется в наличии нужная и вполне вменяемая детективная линия, ведь именно в процессе расследования герой (а с ним и читатель) узнает массу нового о квази и окружающем его мире.
Теория апокалипсиса, разработанная Лукьяненко не поражает особой детализацией, но интересна идеей возвышения, то бишь превращения куколки «восставшего» в бабочку кваzи.
Эти самые кваzи вышли у автора «на ура». Представьте голубовато-серых существ в несколько раз сильнее человека, крайне долгоживущих (если не бессмертных), умеющих регенерировать практически любые повреждения, не способных есть животную пищу на физиологическом уровне и лгать. При этом у них достаточно «багов», например, отсутствуют эмоции, и способность к разностороннему развитию (кваzи занимается лишь тем, чем увлекался при жизни). Хватает среди них радикалов, стремящихся решать проблемы старым добрым человеческим насилием.
Отнюдь не панацея, не идеал, не людены Стругацких (особенно если учитывать, каким образом куколка становится бабочкой), но довольно любопытная попытка шагнуть прочь из замкнутого круга, в котором вертится человечество не первую тысячу лет.
Похоже, Сергею, как и многим думающим людям, не дает покоя застой в среде гомо сапиенс и необходимость изменений человеческого рода.
Чертовски приятно, что «зомби-тему» постепенно берут под контроль хорошие, неординарные авторы. Потихоньку поднимая этот поджанр до уровня мощной, качественной, «мыслящей» литературы.
Эрго. Неординарная зомби-постапокалиптушка, дающая возможность не только порадоваться особенностям нового-старого мира, вышедшего из-под пера качественного писателя, но и подумать о путях решения кризиса в вопросах развития человечества. И пускай чувствуется некоторая усталость автора, не так легко бежит сюжет как в его более ранних вещах, «КВАZИ» займет достойное место на полке любителей отечественной «взрослой» фантастики.