Игра на понижение (The Big Short), 2015 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

Пузырь, который лопнул, или Денежное предвидение

2005 год. Экономика США на подъеме. Растут цены на недвижимость. Строятся сотни тысяч домов, приближая жителей страны к американской мечте. Не хватает  денег на покупку? Не беда! Вас выручит ипотечное кредитование. Желающим взять кредит не отказывали. Банки подстраховывались высокими процентами, но давали деньги, всем, не обращая внимания на платежеспособность и кредитную историю.

Казалось, так будет продолжаться вечно.

Однако были люди, не поддавшиеся всеобщей эйфории. Над ними смеялись, считая свихнувшимися глупцами.

Чудаковатый управляющий хедж-фондом доктор Майкл Бьюрри (Бэйл). Прислушавшиеся к его словам финансисты Джаред Венетт (Гослинг), Марк Баум (Карелл), Бен Рикерт (Питт).

Те, кто разглядел глубочайшую пропасть, открывавшуюся за кажущейся болотной стабильностью ипотечного кредитования.

Пропасть, куда могла рухнуть не только американская, но и мировая экономика.

 

Фильмы о загадочном и заманчивом мире огромных денег, где неудачниками считаются люди с парой миллионов в кармане, одновременно и притягивают и отталкивают обывателя.

С одной стороны волнительно следить за астрономическими суммами, за пару минут перетекающими из рук в руки.

С другой – как такового действия в подобных картинах минимум. И чтобы зритель не заснул перед экраном, постановщикам, лишенным привычных костылей спецэффектов, приходится прилагать огромное количество усилий.

Подбирая качественных актеров. Дольше обычного раздумывая над драматургией эпизодов, и как не дать запутаться в незнакомых финансовых терминах. Работая над созданием напряжения и удержанием внимания в условиях исключительно «разговорной» картины.

Фильм поставлен по книге Майкла Льюиса «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы».

С некоторыми аспектами задачи создатели The Big Short справились. Но не со всеми.

Начнем с актерских работ.

Кристиан Бэйл. Однозначный зачет. Эдакий одинокий гений цифр. Немного безумный профессор не от мира сего. Буквально парой кадров детства и его увлечением барабанами очерчен цельный и полнокровный персонаж. И Кристиан с огромным удовольствием занимается раскрытием и наполнением своего образа. Жаль, Майкла Бьюрри в ленте относительно немного. По большому счету можно было строить ленту, выдвинув центральные лишь этот персонаж.

Кстати, обратите внимание, насколько богатой выдалась в этом году оскаровская номинация «На лучшую мужскую роль второго плана». И все равно, даже среди этого богатства Марк Райлэнс из «Шпионского моста» (обзор тут  http://perekat.kiev.ua/шпионский-мост-bridge-of-spies-2015/ )  воспринимается чуть равнее среди равных.

Брэд Питт. У него в ленте буквально пяток минут, но даже при том минимуме экранного времени актер успел выдать довольно мощную сцену в отеле. Но, будем честными, наличие Питта  в этом фильме используется в основном как рекламный ход, типа приглашенной звезды в сериалах. Имя в титрах есть, и отвлекаться от других дел артисту почти не приходится. Плюс он среди продюсеров, как не подмогнуть родному проекту.

Райан Гослинг работает эдаким ведущим шоу, рупором режиссера, связующим звеном между зрителем и пространством фильма. Персонаж наиболее активно сверлящий дырочки в пресловутой «четвертой стене». Сам образ прописан слабо, и почти не запоминается.

Стив Кэрелл. В основном комедийный актер, блеснувший шикарным Дюпоном в «Охотнике на лис» (обзор тут  http://perekat.kiev.ua/охотник-на-лис-foxcatcher-2014-рецензия-обзор/ ), тут тоже в грязь лицом не ударил. Его Марк Баум одновременно нагловатая зубастая акула капитализма, и человек, не утративший моральных принципов. Причем готовый за эти принципы бороться. Человек, недавно переживший трагедию, и до сих пор сражающийся с ее последствиями. Второе место после Бэйла. Неплохо, весьма неплохо.

Юная парочка из Финна Уиттрока и Джона Магаро борозду не портит, но и глубоко не пашет.

Кстати, все центральные персонажи имеют реальных прототипов. Хотя сколько в сотворенных образах осталось от настоящих людей, вам никто, естественно не скажет.

Дальше.

Напряжение в картине поддерживается  в основном ожиданием кризиса, и постепенным открыванием картины глубины ямы, в которую скатывается американская экономика.

Внушает. Особенно в контексте того, что финансовый стал лишь первым звоночком глобальнейшего кризиса, постигшего гомо сапиенс. В первую очередь развитых стран.

Кризиса власти, духа, кризиса идей, желаний и стремлений. Общечеловеческого, наконец.

На фоне послезнания «Игра на понижение» работает яркой иллюстрацией происходящего.

Страшновато.

Также на мельницу, создающую какой-никакой саспенс, льет воду частая перебивка псевдодокументальных кадров, фотовспышками иллюстрирующих ситуацию со всех сторон. Причем далеко не всегда комфортно смонтированных.

И регулярная смена перед нашими глазами лиц протагонистов, каждый из которых проходит свой путь неверия и понимания.

В общем, совсем заскучать вам не дадут.

А вот с обилием финансовых терминов постановщики справились слабовато. Нормальное вживание в события возможно либо при изначальном знакомстве с предметом. Либо, как минимум, при предварительном прочтении статьи из википедии. Тем, кто не сталкивался с кредитованием и ипотекой, но жаждет восстановить картину кризиса, объяснений, полученных из фильма, может быть недостаточно.

А понять подоплеку во время просмотра хочется все больше и больше.

Почему огромное количество неглупых людей, общими усилиями все надували и надували гигантский мыльный пузырь? Твердя как мантру: «жилищный рынок стабилен». Все повышали и повышали ставки в игре, норовя «урвать кусочек пожирнее»? Не обращали никакого внимания на слова немногих провидцев, доказывающих свои слова с цифрами в руках.

Почему безоглядно, абсолютно не соразмеряясь с реальными доходами, влезали в кредитную кабалу миллионы американцев?

Что за помешательство охватило цитадель демократии? Помешательство, очень напоминающее пир во время чумы.

Косность мышления – говорят постановщики картины —  жадность, залитая излишним оптимизмом, доходящим до самообмана. Думайте нестандартно – призывают они — слушайте настоящих профессионалов, а не липовых кумиров толпы.

И, конечно же, зарабатывайте.

В любой ситуации, при любых раскладах.

Возможно потешив моральную сторону себя, сделав скорбное лицо в память о миллионах потерявших работу и жилье.

Все равно зарабатывайте.

Никаких сомнений: The Big Short – по-настоящему американский проект.

Эрго. «Разговорная» лента о начале финансового кризиса 2008-го способная похвастаться парой хороших актерских работ, небезуспешными попытками нескучно рассказать о сухом мире кредитов, чрезмерным изобилием финансовой терминологии.

И исключительно американским подходом к жизни.

Режиссер: Адам МакКей

В ролях: Кристиан Бэйл, Стив Карелл, Райан Гослинг, Брэд Питт, Мелисса Лео, Хамиш Линклэйтер, Джон Магаро, Рейф Сполл, Джереми Стронг, Мариса Томей, Финн Уиттрок, Стэнли Вонг, Байрон Манн, Трэйси Леттс, Карен Гиллан, Селена Гомес, Макс Гринфилд, Марго Робби, Руди Айзенцопф, Кэйси Гров

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.