Зло под солнцем (Evil Under the Sun), 1982 / «Пуаро Агаты Кристи»: Зло под солнцем (Agatha Christie’s Poirot), сериал — 8 сезон, 1 серия, 2001

Два Эркюля по цене одного, или Курортное дело маленького бельгийца

Отправляясь на далекий остров в Адриатике, Эркюль Пуаро всего лишь хотел выяснить судьбу одного пропавшего бриллианта. Кто же знал, что в этом райском месте, полном солнца, моря, неги и превосходных коктейлей, притаилось Зло. И бедняге Пуаро вновь придется браться за расследование загадочного убийства.

В другой реальности Пуаро по рекомендации врача отбывает на английский курорт, расположенный на небольшом островке. Маленький бельгиец думает лишь об отдыхе, но замечает, что напряженная обстановка вполне может обернуться трагедией. Так и случается – Зло непонятным образом добирается до своей жертвы. И лишь Пуаро может открыть завесу тайны.  

 

Эркюля Пуаро, созданного гением Агаты Кристи («Скрюченный домишко») играл в кино далеко не один лицедей. Крайним на наших голубых экранах Кеннет Брана («Убийство в Восточном экспрессе»). Классическим исполнителем этой роли считают Дэвида Суше («Идеальное убийство») из сериала «Пуаро Агаты Кристи». Однако до появления этого телепроекта образ Пуаро на шесть полнометражных фильмов (причем снятых в основном британцами) застолбил за собой Питер Устинов.

Стало любопытно сравнить два этих персонажа, заодно взглянув на особенности двух экранизаций романа «Зло под солнцем».

А разница между двумя воплощениями маленького бельгийца колоссальна.

Пуаро 70-80-х в исполнении Устинова местами откровенно комичен, на грани фарса. Он напоминает пухленького (даже чересчур) бюргера с бегающими глазками, переигрывает с жадностью (Эркюль был откровенно прижимист, но не мелочен), конфузится и выглядит достаточно аморфно. Создатели ленты полностью позабыли о его педантизме на грани клиники, маниакальной страсти к порядку и заботе об усах. Даже самолюбование прописано невнятно. Хотя полностью провальным этот образ назвать нельзя. Устинов демонстрирует хорошую наблюдательность и способность делать выводы. Есть пара действительно по-хорошему забавных моментов, раскрывающих персонаж.

Пуаро Суше (созданный в 90-х, начале 2000-ных) на порядок более элегантен и целен. Он радует публику изрядным брюшком (которое является двигателем сюжета), изысканными манерами, забавными усами, огромным тщеславием. Шикарной самоиронией – тем чего остро не хватает остальным его конкурентам. Образ Суше по всем отзывам ближе к описанию Кристи и более привлекателен.

Как профессионалы хороши оба – зоркий глаз, обстоятельность, склонность к анализу, великолепно прокачанные, талантливо используемые «серые клеточки». Сопоставление слов подозреваемых, правильные вопросы, акцент на странностях, проверка алиби, вычисление на основании рассказов гостей того, кто лжет, отличная память, плодотворные размышления, создание единственно возможной и непротиворечивой картины произошедшего. Отличная работа!

По поводу двух вариантов киновоплощения романа Кристи.

Основная «фишка» «Зла под солнцем» в том, что у всех обитателей курорта имеется мотив для убийства и одновременно мощное алиби, подтвержденное свидетелями.

Постановка 1982 года переносит действие в Адриатику, чем дарит нам прекрасные пейзажи (съемки проходили на Мальорке (Балеарские острова). На порядок лучше, чем вариант 2001 раскрывает персонажей, создавая яркие богемные образы, правда при этом изрядно отходит от оригинала, меняя профессии, мотивацию героев, состав гостей острова. Радует обилием флэш-беков и дополнительными сценами, которые «не рассказывают, а показывают» зрителю, чем занимались гости острова. Нередки случаи, когда одно и то же событие мы увидим несколько раз. В настоящем, затем в воспоминаниях с точки зрения героя, пытающегося навести тень на плетень, и с точки зрения Пуаро, выуживающего истину на свет.

При этом фильм 1982 временами откровенно нарочит, порой склонен к буффонаде. Типажи ярче, сочнее. Если это мачо — так уж мачо! Если капризная звезда — так капризно-звездатее не бывает. Полутона? Не слыхали. Полиция в сюжете вообще не участвует – Адриатика, что вы хотите, откуда тут копы? Появилась линия с бриллиантом. Практически все персонажи время от времени переигрывают (веяние времени, или британского кино?). Иногда сильно.

Картина 2001 делает исключительный акцент на Пуаро, забывая об окружении, исключая разве что основной костяк. Персонажи попроще, без налета богемности, слабее проработаны и показаны менее подробно, чем в предшественнике. Некоторых протагонистов постановщики попросту игнорируют, даже не сообщая о том, чем они занимались в момент убийства. Вместо девочки мальчик, хотя остальные моменты гораздо ближе к оригиналу. В наличии линия контрабанды. Четче акценты, понятнее мотивы. И главное – за блистательным Эркюлем скрываются все недоработки постановки.

Эрго. Лента 2001 берет свое шикарным Пуаро в исполнении каноничного Дэвида Суше и более четкими акцентами. Картина 1982 радует пейзажами, яркими образами и уместными флеш-беками. Совместить бы оба подхода – вышла бы, пожалуй, идеальная детективная история.

Evil Under the Sun, 1982 Режиссер: Гай Хэмилтон

В ролях: Питер Устинов, Джейн Биркин, Мэгги Смит, Джеймс Мэйсон, Николас Клэй, Сильвия Майлз, Родди МакДауэлл, Дайана Ригг, Джон Андерсон, Деннис Куилли, Колин Блейкли 

—————————————————————————————————-

Agatha Christie’s Poirot, 2001 Режиссер: Питер Бэрбер-Флеминг, Джон Брюс, Брайан Фарнэм, Кен Грив

В ролях: Дэвид Суше, Хью Фрейзер, Филип Джексон, Полин Моран, Дэвид Йелленд, Ричард Бебб, Зои Уонамейкер, Джордж Литтл, Тони Ред Ричардс, Лоуренс Ричардсон, Филип Маникам, Джона Джонс, Николас Фэрре

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.