Голос монстра (A Monster Calls), 2016

kinopoisk.ru

Быль о смерти и жизни, или Тисовые истории для исцеления души

Жизнь 12-летнего Коннора О’Малли  мало кто назвал бы беспечальной. Отец, переехавший в Америку и живущий там с другой семьей. Постоянные придирки и избиения от рук одноклассников, считающих мальчишку «не от мира сего». Серьезная болезнь матери, вгоняющая его в депрессию и заставляющая самому заниматься хозяйством. Строгая и нелюбимая бабушка, забирающая пацана к себе на время лечения родительницы.

А вдобавок еще и сны с огромным древовидным монстром, рассказывающим странные истории и мучающим и без того измученную душу Коннора.

Или это вовсе не сны. И монстр вовсе не такой зловредный, каким кажется на первый взгляд?

 

Тема смерти весьма популярна в мировом кинематографе. Причем я сейчас говорю не о «ужастиках», вся цель которых нагнать побольше адреналину в ленивые организмы зрителей. А о вполне серьезных картинах, разговаривающих с нами о неизбежном приходе Дамы с Косой, тяжести потери и необходимости после этого жить дальше. Особенно тяжело несчастья с близкими переживают подростки – существа неокрепшие и неустоявшиеся. Детские и юношеские психотравмы, комплексы, испорченная и перековерканная судьба.

Хорошо, если это сказка, тогда есть шанс дождаться в гости занудное говорящее 12-метровое дерево, вправящее тебе мозги. А если это жизнь?

Вот для тех, кто некогда переживал свои проблемы в одиночестве, и снят A Monster Calls Хуана Антонио Байоны, постановщика катастрофического «Невозможного» (http://perekat.kiev.ua/невозможное-lo-imposible-the-impossible-2012-рецензия-обзор/ ).

Фильм печальный, грустный, местами тяжелый, но одновременно очень трогательный и душевный.

Причем лента Байона говорит со зрителем не только об утрате и необходимости отпускать тех, кто уходит. Каждая история, рассказанная монстром, поднимает проблему, актуальную для практически любого молодого (и не только) человека. Отличие между плохим и хорошим, черным и белым, и шокирующая новость о том, что большинство людей разноцветные, а в основном скорее серые. Вопросы самообмана и подсознательного стремления убежать от жестокой реальности. Неизбежности, необходимости правды (по крайней мере, в отношениях с самим собой и своими родными). Веры в высшие силы и сокрушительного безверия, убивающего не только тело, но и душу. Укрощения гнева, агрессии, и о времени, когда нужно отпускать поводья. И, конечно, отношения с занудным старичьем и отдаляющимися папашами.

Фильм поставлен по сценарию, созданному Патриком Нессом, на основе своей собственной книги. Причем книги, задуманной другим автором — Шиван Дауд, которая вскоре после начала работы над романом умерла от рака.

Не в последнюю очередь адекватное раскрытие этих вопросов стало возможным благодаря работе 14-летнего Льюиса МакДугалла. Паренек очень качественно изобразил слабого, затюканного подростка, полностью погруженного в свой внутренний мир. Нескладного, неуверенного, ершистого. Любящего и агрессивного. Способного на самые невообразимые вещи. А вот перевод мальчишки в русской версии подкачал – настолько слабого и невнятного голоса, заставляющего выкручивать звук на максимум, я уже давно не слыхал.

Вторым главным героем картины стал Монстр, которому одолжил мимику, пластику и голос сам Лиам Нисон (спасибо Motion capture). Монстр вышел на славу. 12-метровое живое дерево с огромными глубокими глазами, играющее не хуже большинства взрослых, опытных актеров. Мудрое, долгоживущее, многознающее, повидавшее предательство, любовь, скорбь, отчаяние, надежду. Плоть от плоти и кровь от крови самой Земли.

Кстати внимательно смотрите финал, несколько сцен оттуда дадут массу информации по поводу если не возникновения, то, по крайней мере, одной из инкарнаций Монстра.

Когда он появляется на экране, к нам будто вторгается настоящее волшебство. Переплетение корней и веток. Взаимодействие Монстра с реальным миром. Его громоздкая, но удивительно гибкая пластика и скупые, но такие важные эмоции. Художники-компьютерщики отработали каждый цент из 43 лимонов бюджета ленты.

А насколько гармонично сочетается живая картинка и мультипликация! Блеск!

Меж тем прокатная судьба «Голоса монстра» оказалась вовсе не такой радужной, как могло бы показаться после просмотра. 43 миллионов сбора по миру (из них всего 3 с небольшим дали Штаты) – результат удручающий. Понятно, что фильм отнюдь не комедийной направленности и веселого, беззаботного настроения  вы после него не получите. Зато взамен вам подарят надежду о том, что смерть это еще не конец, а всего лишь очередной виток в бесконечном колесе жизни. А это ох как немало!

Эрго. Красивая и трогательно-печальная быль-сказка, несмотря ни на что верящая в то, что жизнь все равно сильнее смерти. Также порадует зрителя хорошей работой юного МакДугалла, шикарным Монстром и адекватным идейным посылом.

Режиссер: Хуан Антонио Байона

В ролях: Льюис МакДугалл, Сигурни Уивер, Фелисити Джонс, Тоби Кеббелл, Бен Моор, Джеймс Мелвилл, Оливер Стир, Доминик Бойл, Дженнифер Лим, Макс Габбей

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.