В поле зрения /Подозреваемый (Person of Interest), сериал, 2011-2016

Машинная преграда преступности, или Парочка, спасающая жизни

Экс-агент спецслужб Джон Риз (Кэвизел) в последнее время полностью утратил смысл жизни. Гибель любимой, разочарование в деле, которым он занимался долгие годы.

Жить без цели Риз не умел и не мог, с помощью бутылки неторопливо приближаясь к кладбищу.

На его счастье человек с навыками спецагента срочно понадобился загадочному богатею Гарольду Финчу (Эмерсон). Причем не для преступных целей, а вовсе наоборот. Для спасения людей, находящихся под угрозой.

Откуда информация об опасности? От суперкомпьютера – машины, запрограммированной Финчем для слежки за гражданами по заказу правительства.

Члены которого считают Финча мертвым, и абсолютно не расположены делиться информацией, полученной от машины. А значит если слухи о деятельности Финча и Риза выплывут наружу, за их жизни никто не даст и ломаного цента.

 

Детективными процедуралами, связанными с преступлением и наказанием, уже давно никого не удивишь.

Но так как к созданию Person of Interest напрямую причастен сценарист «Престижа» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/престиж-the-prestige-2006-рецензия-обзор/ ) «Интерстеллара» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/ ) и «Тёмного рыцаря» Джонатан Нолан, брат Кристофера, на проект стоило обратить внимание. Тем более что сарафан у сериала оказался на «пятерку», обещая качественную интригу и массу сюрпризов по ходу дела, вплоть до смены жанра.

Начинается все как классический криминальный сериал, одна серия – одно дело: подозреваемые, расследование, слежка, боевые сцены.

Однако не обходится без нюансов. Во-первых, бравая парочка получает от всевидящей машины крайне куцую информацию. Они узнают лишь то, что определенный человек в ближайшее время окажется связан с нарушением закона. Нет даже информации о том, жертву они перед собой видят или преступника. Все приходится выяснять по ходу пьесы. Причем частенько невинный на первый взгляд агнец оказывается бородатым козлищем. И, наоборот. В воображении Нолану не откажешь.

Во-вторых, создатели сериала стараются максимально разнообразить дела, с которыми приходится сталкиваться нашим Робин Гудам, подавая на суд зрителя своеобразный препарированный срез американского общества.

Вот продажные копы и коварные спецслужбисты. Вот честные судьи и злобная мафия. А вот обычные люди, живущие своей обычной жизнью и вдруг попадающие как кур в ощип, или выбранные козлами отпущения. Перед нами проходят типажи разного возраста, пола и социального положения, мелькают весьма любопытные судьбы и персонажи, периодически возвращаясь вновь.

Вдобавок в «Подозреваемом» частенько используется интересная манера съемки, для которой характерна смена ритмов, замедление или ускорение времени, нам показывают разные хронологические пласты, отпрыгивая на десяток лет назад, составляя, будто пазл, портреты наших протагонистов.

Финч, создатель машины, испытывающий жуткое сожаление о погибающих людях, чью смерть могли предотвратить, но не стали, и решивший исправить несправедливость. Закрытый на все пуговицы средних лет хромающий мужичок, не подпускающий никого на расстояние пушечного выстрела. Скрывающий массу тайн и большую трагедию.

Эмерсон выдает на наш суд человека-сочувствующего, гениального программиста,  одновременно разочаровавшегося в людях и испытывающего ответственность за своих сограждан. Умного, скрытного параноика, склонного к сопереживанию. Человека разбогатевшего, но оставшегося человеком, не ощутившего себя пупом земли.

Не менее загадочный Риз – бравый агент спецслужб, машина убийства на службе правительства, у которой однажды засбоил самый важный узел – уверенность в собственной правоте. Джон немеряно крут и поначалу кажется и вовсе непобедимым супергероем, решая силовые вопросы буквально играючи. Но со временем выясняется, что ничто человеческое ему не чуждо: Риз начинает допускать ошибки, получать по башке, и периодически проигрывать схватки.

Кэвизел играет своего персонажа очень скупо и на первый взгляд слишком безэмоционально. Но со временем начинаешь подмечать разнообразные нюансы мимики Риза, его скрытую иронию, боль и сожаление. И через полдесятка серий он уже не кажется роботом из стали, а наоборот живым и харизматичным человеком.

На общении этих героев, их попытках раскусить партнера, выяснить подноготную друг друга строится немалая часть интриги сериала.

Плюс создатели сериала разбрасывают массу нитей и подвязок, которые не используются сразу, а срабатывают позднее, добавляя саспенса и нетерпеливого ожидания возвращения заявленных ранее злодеев.

Нельзя не обратить внимания и на социальную подоплеку проекта. Популярную после 11 сентября на Западе тему противостояния терроризму, и способов которые для этого используются. Тему преимуществ и недостатков тотальной слежки, способной предотвратить массу плохого, но при которой гражданам придется позабыть о большинстве старинных свобод и вольностей. Тему силовых структур и спецслужб, местами сросшихся с теми, кого они должны отлавливать. Тему сделок властей с дьяволом (не можешь уничтожить наркоторговлю — возглавь).

И когда зритель уже полностью срастется с жанровым направлением «Подозреваемого», привыкает к подходам, методам, задачам и проблемам, стоящим перед протагонистами, к концу второго сезона его ожидает неожиданность, сравнимая с ударом пыльным мешком по голове.

Неожиданность, таки да изрядно меняющая жанровый вид проекта, и добавляющая в привычное блюдо детектива изрядно фантастики.

Да, Person of Interest не идеален. Со временем сценаристы исписываются (что, впрочем, беда не только «Подозреваемого»). Порой у протагонистов все получается слишком легко, патроны привычно не заканчиваются (хотя случается и недостаток боеприпасов), а противники, типа той же ЦРУ, относятся к своим обязанностям спустя рукава. Но при всех этих нюансах сериалу удается зацепить зрителя и уговорить провести вместе все cвои пять сезонов.

Эрго. Интересный, хотя и не без недостатков проект, в процессе нежно соединивший детектив с фантастикой. Может порадовать также качественной парой протагонистов и неплохо продуманными сюжетными подвязками, всплывающими позднее по ходу пьесы.

Режиссер: Ричард Дж. Льюис, Джеффри Дж. Хант, Чарльз Бисон, Фред Туа, Стивен Уильямс (II)

В ролях: Джеймс Кэвизел, Майкл Эмерсон, Тараджи П. Хэнсон, Кевин Чэпмен, Такако Хэйвуд, Натали Зи, Сьюзэн Миснер, Джеймс Хэнлон, Крис Чок, Уильям Сэдлер, Брайан Д’Арси Джеймс, Куртеней Тейлор, Жермен Кроуфорд, Леон Эддисон Браун, Майкл Дрэйер, Грегори Лэй, Брюс МакВитти, Энтони Мангано

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.