Во время грозы (Durante la tormenta/Mirage), 2018 — рецензия (обзор)

Дети – центр вселенной, или И рыбку съесть, и на саночках покататься, и девочкой остаться

Жизнь Веры Рой (Угарте) сложно было назвать неудачной. Любимый муж Давид, обожаемая дочурка Глория. Новый дом. Разве что карьеру врача пришлось оставить ради семьи. Но нельзя же получить все на свете, не так ли?

Именно с новым домом оказался связан невозможный поворот в судьбе Веры. Домом, где она отыскала старый телевизор и камеру, во время жуткой грозы открывших канал в прошлое. Канал, на другом конце которого оказался мальчик Нико, 25 лет назад, в результате стечения обстоятельств, погибший во время такой же ужасной грозы. Вера пытается спасти мальчишку, и достигает желаемого.

Однако оказывается, что в результате ее действий изменилась не только судьба Нико. Но и самой Веры. В новой версии реальности у нее нет ни мужа, ни что самое ужасное – дочурки. И теперь у нее в запасе совсем немного времени, чтобы попробовать вернуть самое драгоценное, что было в жизни женщины.

 

Испанец Ориол Паоло («Тело» (рецензия уже готова, будет на сайте чуть позднее), «Невидимый гость/Несчастный случай»  (http://perekat.kiev.ua/невидимый-гость-несчастный-случай-contratiempo/ ) стал классическим примером качественного европейского постановщика, показывающего что Голливуд отнюдь не приобрел себе монополию на завораживающие триллеры. Подтверждающими этот тезис примерами также были «В конце туннеля» (http://perekat.kiev.ua/в-конце-туннеля-al-final-del-tunel-2016/  ) или «Девушка в тумане» (http://perekat.kiev.ua/девушка-в-тумане-la-ragazza-nella-nebbia-2017-детектив/  ) других европейских кинематографистов. Работы Паоло отличают неожиданные повороты, приятные психологические портреты, демонстрирующие не лучшие людские качества и стремление к восстановлению справедливости.

Посему когда оказалось, что Паоло снял новую ленту, тем более с фантастическим элементом, вопрос о том смотреть или нет, решился быстро.

Durante изрядно отличается от предыдущих работ режиссера, хотя использует практически все его фирменные приемы. Качественные герои? В наличии. От главной протагонистки, до супруга, полицейского или соседа. Криминальный элемент? Имеется. В варианте роковой случайности, а не злого умысла. Неожиданные повороты? А как же! Правда, самый главный сюжетный твист, как на меня, оказался менее неожиданным, чем в ранних работах Паоло. Просто вариантов больше не было. Воздаяние по заслугам? И оно на месте, причем не сразу, а по прошествии многих лет.

Напряжение, как всегда у Ориола на высоте. После несколько затянутого вступления следует погружение во вторую реальность, в которой героиня и зрители со сладким ужасом обнаруживают, что эта самая незыблемая реальность может конкретным образом подвести. Воспоминания обманывают. Окружающие люди видят в вас совсем не то, что, по вашему мнению, должны видеть. И рассудок далеко не такая крепкая опора, как кажется нам в «тучные» годы.

Теперь о фантастическом элементе. Он тут не главный, просто позволяя повысить градус психологического напряжения и поиграться с реальностями, давая возможность героям глубже раскрыть себя и окружающих людей.

Плюс тема, поднятая в фильме, обыгрывалась в кинематографе и литературе уже не раз. Начиная с классической работы Бредбэри, продолжая «Эффектом бабочки», «Дежа вю», «Исходным кодом», «Петлей времени», «Гранью будущего» и «Радиоволной». Причем чаще всего создатели этих работ приходили к выводу, что вмешательство в ход событий и попытки изменить сложившиеся обстоятельства ни к чему хорошему не приведут. Ориол, наоборот, принадлежит к тем постановщикам, которые уверены, что все не так печально, и шансы есть всегда.

Причем Паоло создал довольно связную и непротиворечивую картину, вполне логично подводящую героев к избранному режиссером финалу. Перед нами несколько разных реальностей и временных линий, интересно показывающих варианты событий и жизни одних и тех же персонажей.

Все взаимосвязано, говорят создатели ленты, и каждое действие влечет за собой последствия, отражающиеся на судьбах многих людей. Случайностей не существует, и любой шаг отзывается на вашей жизни, создавая меж тем огромное количество других реальностей. Предопределение можно изменить, правда, для этого требуются осознанные и последовательные действия.

Также порадовала твердая убежденность Паоло в том, что именно вокруг детей вертится жизнь женщины, и наследники на порядок важнее для дам всего остального на свете. Работа? Карьера? Не то. Мужья? Сегодня один, завтра другой, даже если первый был «тем единственным». Кстати жаль, что Ориол не решился выдать спиногрыза во второй реальности. Интересно, как бы выкручивалась героиня?

Об актерах.

«Одна из больших надежд современного испанского кино» Адриана Угарте успешно эмоционирует и не дает никаких причин сомневаться в своем таланте.

Супруг Давид (Морте), составляет ей неплохую подтанцовку.

Анхель Прието (Гутьеррес) демонстрирует нам нормального мужика, ставшего заложником обстоятельств, и сохраняет немало зрительского расположения.

Инспектор Лейра (Дарин) чересчур непоколебим, и заставляет удивляться свободному графику работы испанских копов.

И, конечно, искренне любимая режиссером Белен Руэда (то же «Тело», «Инсомния») в небольшой эпизодической роли, постаревшая, но не утратившая шарма и грации. 

Касабельно завершения картины, получившейся возможно слишком уж сладко-приторным. С одной стороны можно сказать, что Паоло «опопсился» и поддался голливудовской тенденции. С другой — для поджанра, избранного ним для своего нового фильма, такой финал как раз не является особо популярным.

Эрго. Приятное размышление от хорошего постановщика на вечную тему о вмешательстве в прошлое. Но, как на меня, при всех позитивных моментах, Durante чуток послабее старых работ Паоло.

Режиссер: Ориол Паоло

В ролях: Адриана Угарте, Чино Дарин, Хавьер Гутьеррес, Альваро Морте, Нора Навас, Микель Фернандес, Клара Сегура, Мима Риера, Айна Клотет, Альберт Перес

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.