Взломанные небеса, Робертсон Эл

vzloman_nebesaЭл Робертсон «Взломанные небеса». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2016 г. (Серия: Звёзды новой фантастики)

Богоборец и его Кукла, или Станционные смотрители

Джек Форстер ничем не отличался от сотен тысяч людей, населяющих Станцию. В детстве побывал в скаутах Сандала, божественного покровителя родителей. Затем у него обнаружили математический талант, и шефство над пацаном взял уже Сумрак. Изучение бухгалтерии и корпоративной стратегии. Работа. Все было отлично, ровно до того момента, пока астероид не ударил в Луну, и началась война Пантеона с Тотальностью. Война, в которой по воле Сумрака Джек принял самое непосредственное участие. Причем в роли кукловода – человека с внедренным «паяцем», существом, уничтожающим чужой искусственный разум. Затем был долгий плен, и возвращение Форстера домой.

Доживать.

Причем очень небольшой срок. Ведь через пару месяцев его лицензия на паяца Хьюго Фиста закончится, и тот завладеет телом Джека.

Казалось бы, успокойся и наслаждайся последними деньками.

Но Джек решает провести оставшееся время с пользой. Разобравшись, наконец, в том деле с наркотиками, которое ему не дали завершить перед войной. Деле, в котором как это не бредово звучит, похоже замешано Божество из Пантеона. Одно из тех существ, что всегда заботились, защищали и помогали людям Станции.

 

Виртуальность все плотнее входит в нашу жизнь. А в современной научной фантастике она давно стала абсолютно неотъемлемой частью сюжета. Роман Эла Робертсона не исключение. Станция построена на виртуальности, и ее обитатели не мыслят жизни вне сети. Причем не только потому, что это удобно, привычно и ты способен создать свое личное пространство, куда без приглашения не будет доступа никому. Не только потому, что ты не сможешь ощутить настоящего вкуса пищи или кофе, не подключившись к сайту кафе и магазина. Или потому, что твоя карета мгновенно превратится в тыкву, ведь практически вся одежда моделируется в виртуальности (в реальности на человеке простенькие, часто рваные шмотки). Как и городской дизайн, ведь на виртуальных оболочках – оверлеях построены все ландшафты Станции. Как и персонифицированная реклама, и программное выключение из поля твоего зрения местных нариков-«потогонов», или трупа, валяющегося на улице. Все это приятные мелочи. А вот то, что без подключения тебе попросту не обслужат ни в ресторане, ни в отеле, ни в магазине – это уже серьезно.

Это не говоря о возможности не расставаться с любимыми, покинувшими сей бренный мир. Ведь уже давно существуют фетчи, посмертные электронные слепки людей, позволяющие общаться с проекцией умершего, вызывать его из Гробовых драйвов, и даже моделировать возраст своей мертвой жены или ребенка.

Практически все это в том или ином виде уже встречалось в разнообразных фантастических романах. А вот идею Божеств у писателей-конкурентов я с ходу припомнить не могу. Представьте – шесть корпоративных сущностей, разделившие между собой все сферы деятельности на Станции. Один занимается логистикой, вторая безопасностью, третья – медиа, культурой и модой, четвертый – медициной и провизией. Каждый из жителей находится под покровительством одного из Пантеона. Каждый уверен в их благости и защите. Каждый не представляет себя без своего Божества, и может попросту потерять смысл жизни, если Тот тебя отвергнет, или что-то случится с самим Божеством. Причем Пантеон это не абстрактные символы, вроде богов в старых религиях. Это абсолютно реальные корпоративные сущности, часто общающиеся со своими последователями, и встречающиеся на улице или в кабаке. Сущности, имеющие реальную власть. И по-полной использующие ее.

Люди Станции абсолютно покорны, душой и телом принадлежа своим покровителям. Ведь это они не дают нам повторить ошибок прошлого, из-за которых мы потеряли Землю. Ведь это они указывают нам путь и заботятся о нас. Ну а то, что человек не владеет ничем, пользуясь любыми вещами и идеями лишь по лицензии (голубая райская мечта легионов защитников интеллектуальной собственности), вплоть до детских игр, типа лапты или футбола… А что, может быть иначе?

Вроде типичная антиутопия. Но это лишь одна сторона Crashing Heaven. Робертсон весьма удачно смешивает в своей книге массу жанров. Тут вам и отголоски постапокалипсиса, и, конечно же, сайнс фикшн с новыми технологиями,  киберпанк с его виртуальностью, качественный детектив с долгим расследованием, напряжение триллера, и элементы боевика.

Чего-то у Эла больше, чего-то меньше, что-то более удачно обыграно, что-то менее, но главное, что соединены жанры вполне удачно, плавно перетекают один в другой.

И адекватно смотрятся, создавая антураж вокруг главного героя. Точнее пары героев, ведь паяц Фист, хотя и взял многое у своего хозяина, уже давно стал самостоятельной личностью.

Причем если Джека Форстера мы видим уже сформировавшимся, за кадром пережившим ломку веры в богов и правое дело Пантеона, то образ паяца развивается у нас на глазах. Становясь из машины-убийцы практически Человеком с большой буквы.

В результате вместо одного человека, в темную использованного Богом, пережившего массу неприятностей,  несколько раз кардинально изменившего свои взгляды, подход к жизни, и одного искусственного интеллекта, предназначенного для уничтожения других искусственных интеллектов, мы к финалу получаем одну из лучших команд друзей-напарников за всю историю литературы (а может и кино).

Напоследок хотелось бы остановиться на второй стороне Войны программ – Тотальности. Некогда обычная группа искусственных интеллектов, разошедшаяся во мнениях с богами Пантеона, на момент действия романа становится чем-то гораздо большим. Корпоративной сущностью, практически каждый элемент которой обладает сознанием, и без него она не полна. Причем дело доходит до тщательных поисков потерянных элементов, привезенных людьми с войны в качестве сувениров и возвращения в дружную семью Тотальности. Фактически Робертсон рисует нам эдакий вариант азимовской Галаксии в искусственном, машинном исполнении.  Мол, пока люди намертво остановились в развитии, запутавшись в своих звериных инстинктах, первенство постепенно, но неуклонно перехватывает ИИ.

Кто знает, может именно за искусственным разумом будущее, а гомо сапиенс останутся лишь тупиковой веткой — забавным извращением на вселенском дереве эволюции.

Ваше мнение?

Эрго. В отдельных моментах не слишком оригинальная (за исключением Пантеона), но в целом вполне съедобная научная фантастика, удачно скрещенная с множеством других жанров. Может порадовать идеей искусственной Галаксии и качественной парой протагонистов.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.