Лингвистическая сказка для самых маленьких взрослых, или Все правильное — просто
Жизнь юной Софи (Барнхилл) сложно было назвать интересной. Скучный детский приют, строгая воспитательница, заключения в чулане. Лишь ночные странствия по огромному зданию добавляли искорку в унылые будни.
Во время одной из таких прогулок девочка столкнулась с абсолютно невозможным явлением. Выглянув в окно, Софи увидала самого настоящего ВЕЛИКАНА. Заметив девочку, тот хватает ее в свои огромные ручищи и уносит в далекую Страну великанов. Страну, где живут огромные чудища-людоеды в несколько раз больше 8-метрового похитителя Софи.
Валлийский писатель Роальд Даль широко известен в западном мире, а также имеет немалую армию поклонников в наших палестинах. Даль был тесно связан не только с литературным, но и с кинематографическим миром, на его счету два десятка сценариев, ставших основами для кино и телекартин.
Не обошел Голливуд вниманием и книги самого Даля, самой известной из которых стала экранизация «Чарли и шоколадной фабрики» с Джонни Деппом (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/великий-чародей-большого-экрана-воро/ ).
Стивен Спилберг, один из величайших режиссеров современности, уже давно прекратил кому-то что-то доказывать, и снимает кино в свое удовольствие, параллельно много времени уделяя продюсерству. Были у него за последние 5 лет и ностальгическая фантастика «Супер 8» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/супер-8-рецензия-обзор/ ). И антивоенная драма «Боевой конь» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/боевой-конь-рецензия-обзор/ ). И святочная история самого известного американского президента «Линкольн» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/линкольн-lincoln-2012-рецензия-обзор/ ). И лента о временах разгара Холодной войны с шикарной актерской работой Райлэнса «Шпионский мост» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/шпионский-мост-bridge-of-spies-2015/ ). Но уже долгое время мэтр мечтал перенести на экран книгу Даля «Большой и добрый великан» (в 1989 по роману уже был снят мультфильм). И вот, наконец, время пришло.
Что самое забавное, лента громко провалилась в прокате (при 140 лимонах бюджета 170 сборов), и была прохладно встречена критиками.
По первому пункту — чаще всего Стивен снимал ленты с меньшим бюджетом (не считая безотказного хита «Парк Юрского периода»), и 170 миллионов сборов хватало за глаза.
А теперь попробуем разобраться, почему изрядная часть публики ушла с показа недовольной.
Не будет обращать внимание на слишком резвое начало фильма, пустившегося с места в карьер, практически без вступления и знакомства с героями. Хотя это далеко не самый популярный и оправдывающий себя киношный ход. Вместо знакомства сразу бросить нас в разгар событий.
Или на чересчур навязчивый музыкальный фон, такое впечатление не смолкающий ни на минуту.
Настоящая причина – постоянный обман режиссером зрительских ожиданий. Сейчас даже большинство детских сказок (не говоря уже о взрослом кино) по полной используют «правду жизни», и народ, идя в кинотеатр, ждет, когда же на головы героев обрушатся те самые «правдивые» испытания. Когда протагонист потеряет близких, испытает боль, с головой погрузится в темные пучины бытия. Но этого Спилберг зрителю не дает.
Да, Софи испытывает приключения, ее жизнь подвергается опасности, она преодолевает драматические перипетии, но все это абсолютно не на том уровне, к которому привык современный потребитель.
В «Большом и добром великане» все происходит просто и естественно. Ребенок одинок – у него появляется друг. Просто происходит знакомство и возникает сродство характеров. Просто и бесхитростно ведут себя злые великаны. Просто происходит трансформация характера БДВ, и он бросает вызов своим собратьям. Просто находится решение проблемы, и просто получается помощь.
И мораль тут простая – будь добрым, твори благие дела и тебе помогут. Детская мораль, примитивная, для самых маленьких.
Ну какому адекватному человеку вообще может прийти в голову идея – при возникновении проблемы обратиться к властям и военным? Вы что с ума сошли? Власти всегда только тем и заняты, что набивают карманы и рвут друг другу глотки в схватке за кресло повыше! Что за бред, смешанный с ненаучной фантастикой? Да вас засунут в клетку для опытов, а ключ выбросят в Ла Манш!
Нет, тихо смеется Стивен – вы все перепутали, те кто во главе для того и поставлены, чтобы решать проблемы своих подданных, и любая сиротка должна при необходимости иметь доступ к монарху.
Ну, какому власть имущему может прийти в голову не расстрелять проблему из крупнокалиберных пулеметов, а отвести ее на перевоспитание? Что за детский сад, ясельная группа?
Нет, снова щурит глаза в улыбке Спилберг. Вы же люди, а не обезумевшие от потери прошлого великаны. А у людей есть душа, совесть и память.
Да, если бы девочка с БДВ сами нашли способ перевоспитания и возвращения памяти злецам, лента, наверное, стала бы гармоничнее, но это была бы уже совсем другая история.
Спилберг снял простенькую, добрую детскую сказку. А зритель, скорее всего, ждал нормальную подростковую фантастику о великанах-людоедах и страдающем ребенке (каких сейчас подавляющее большинство). И вышел из кинотеатра неудовлетворенным.
Несмотря на отличную картинку (The BFG больше похож на рисованный на компьютере мультфильм, чем на полноценное кино), с утрированными великанами, туманными ночными улицами, маскирующимся как ниндзя БДВ и фантасмагорическим местом ловли сновидений. Несмотря на качественную работу Марка Райлэнса, давшего свои эмоции, мимику и общие контуры лица Большому и доброму великану (спасибо motion capture). И абсолютно великолепные лингвистические конструкции, выдываемые новым знакомцем Софи. Речь БДВ это просто прелесть, а его языковые перлы достойны издания отдельной книгой.
А это значит, что к сожалению, все мы стали слишком старыми и прибитыми нашей обыденной реальностью, чтобы прислушаться, воспринять и получить удовольствие от идеалистичной истории, рассказанной мэтром.
Грустно, господа.
Эрго. Простая, добрая сказка для самих маленьких ребятишек внутри каждого из нас, показывающая каким бы мог быть людской мир, если бы люди действовали как должно.
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Марк Райлэнс, Руби Барнхилл, Пенелопа Уилтон, Джемейн Клемент, Ребекка Холл, Рейф Сполл, Билл Хейдер, Оулавюр Дарри Оулафссон, Адам Годли, Майкл Адамуэйт