Благие знамения (Good Omens), сериал, 2019

Апокалипсис подождет, или Двое против предопределения

Ангел Азирафель (Шин) и демон Кроули (Теннант) обитали на Земле столько лет, что уже потеряли им счет. Ангел делал добрые дела (по большей части), демон соответственно злые (как правило). И за эти тысячелетия слежки и противостояния изрядно прикипели друг к другу. А заодно к земной жизни. Блинчики там, ролы от шеф-повара, букинистика, музыка, шикарные винтажные машины. Ну, вы понимаете.

Посему, когда Кроули получил распоряжение от начальства подкинуть американскому послу юного Антихриста, демон приказ конечно исполнил. Но крепко задумался, как справится с Апокалипсисом, до которого осталось весьма немного времени. И поделился своими размышлениями с Азирафелем.

Теперь лишь эти двое могут остановить Конец Света. А точнее не дать Сыну Сатаны по имени Адам, уже достигшему 11-летия, и вот-вот откроющему свою полную силу, запустить роковое действо, которое ждут и в Аду и на Небесах. 

 

Роман «Благие знамения», написанный в 1990-м состоявшимся автором Терри Пратчеттом и молодым писателем Нилом Гейманом (автором будущих «Американских богов» (http://perekat.kiev.ua/американские-боги-гейман-american-gods/ ) буквально сочился иронией, юмором и был чертовски позитивен. Несмотря на скользкие религиозные моменты, затрагиваемые в книге.

Об его экранизации долго раздумывал Терри Гиллиам, однако не сложилось. И не складывалось аж до 2017 года, когда Amazon Originals принялась за работу над 6-серийным мини-сериалом.

Получилось знатно.

Сперва охота сказать об атмосфере проекта, буквально пронизанной иронией и качественным юмором. Когда добрым, когда не очень, когда гротескным, когда пародийным, когда смехом сквозь слезы. Многие печальные моменты людской истории показывают в духе Монти Пайтона, только менее зло и фантасмагорично, что ли. Британцы, что с них взять.

Второй понравившийся момент – отношения главных протагонистов, ставшие откровенным украшением сериала (отдельное спасибо за иллюстрацию развития их взаимоотношений, занявшую полсерии). Ведь «Знамения» не в последнюю очередь рассказ о дружбе. О невозможной дружбе, которая не могла состояться. Не должна была состояться. Но все же случилась. О дружбе, в результате спасшей мир. Когда ни одного из нашей парочки нет на экране, с нетерпением ожидаешь появления полюбившихся персонажей.

И ангел и демон слишком долго живут на Земле и в результате изрядно очеловечились. «С кем поведешься, от того и наберешься». Вот и набираются ребята чего кому не хватает. Демон – чуток хорошего. Ангел – малехо дурного. Параллельно они становятся своеобразной квинтэссенцией разных качеств людской натуры и человеческих особенностей, типа «оставьте нас в покое и не приставайте», «подальше о начальства, поближе к кухне», «главное – доложить об успехах, даже если их нет» и «не припишешь себе свершений, весь день ходишь как оплеванный» etc. 

Азирафель (Майкл Шин («Другой мир», «Убить гонца», «Алиса в Зазеркалье», «Пассажиры»). Добрый, мягкий, отзывчивый, наслаждающийся вкусным блюдом, очаровательным закатом и каждым моментом бытия. Да, сыграно несколько «голубовато», но у ангелов вообще с полом и его отсутствием частые недоразумения, так что не критично. «Вы…плохие ангелы!» — это «пять!»

Кроули (Дэвид Теннант («Ночь страха», «Джессика Джонс»). Змей-искуситель. Эксцентричный, эмоциональный, коварный, беспринципный. Демон, одним словом. Но демон, по полной программе наслаждающийся благами цивилизации. А кому охота их терять? Сделано образ порой на грани переигрыша, но почти не заступая за эту грань.

Остальные персонажи, понятное дело, блекнут на фоне главгероев, но тоже имеют свои фишки, забавные отличительные черты, и важны для сюжета. Кстати, в «Знамениях» уже можно увидеть любимые Гейманом хронотступления, истории из прошлого, достигшие чуть ли не совершенства в уже упомянутых «Американских богах». Хотя, например сцена с сожжением ведьмы принадлежит перу Пратчетта. Порадовал и закадровый рассказчик (Она?), цитирующий книгу Пратчетта и Геймана, прием, считающийся в кинематографе моветоном («не рассказывай, а показывай»), но в сериале зашедший, как дети в школу.

Что приятно, в «Знамениях» поднят вопрос, который висел в воздухе со времен пресловутого «Омена». Вот отчего сын Сатаны настолько злобно-маньячный? Причем без малейший оснований, в виде тяжелой жизни, чугунных игрушек и скользких подоконников? Может у него велосипеда не было, как у Печкина? А ведь это действительно нелогично. Этот самый Антихрист имеет людские гены и вовсе не обязан быть записным злодеем.

Третий приятный момент – общий оптимизм постановки. Даже конец света не повод прекратить иронизировать над собой и ситуацией. А главное – нет такой проблемы, с которой не справиться, если взяться за нее вдумчиво и с разных сторон.  

Четвертый – ее идейная подоплека.

Любовь творит чудеса. Любовь к подопечным и к равным. К Богу и людям. Старому другу и постаревшему солдату. Не поспоришь.

Человек – субстанция загадочная, но обладающая огромным потенциалом — утверждают постановщики и авторы книги. И намешано в нем от души, постаралась Создатель (кстати, не Он, а Она. Заметим, «Догма» появилась на 9 лет позднее книги). С одной стороны – человек, особенно в стае, существо не из лучших. Гордыни, подлости и черноты в нем хватает. А войны и геноцид люди устраивают самостоятельно, без вмешательства преисподней. С другой – по отдельности человеки чаще всего не плохие, а порой даже хорошие. В людской цивилизации есть масса приятных моментов: как минимум таких как хорошая кухня, крутые тачки и ночные клубы (с последним не соглашусь).

Интересны взгляды создателей на воспитание. Который гласят, что когда оно, а когда его отсутствие (не мешайте ребенку расти), способно решить массу проблем.

Любопытны современные мотивы, понятные нам и абсолютно неведомые человеку древнему, времен написания Библии. Как вам Чума, ушедший на пенсию, и Загрязнение — заменившее его среди всадников Апокалипсиса?!

Ну и главный момент проекта – вопрос выбора и предопределения. У человека, даже если ему не повезло с родителем, всегда имеется выбор – уверены постановщики. Правда, тут многое зависит от друзей и домашних животных.

Да и с предопределенностью все не так просто. Пророчества, святые книги, это конечно хорошо, но у человечества всегда имеется свобода выбора, основополагающее качество гомо сапиенса. Так что даже будь вы даже архангелом Гавриилом, уверенным, что знает план досконально, это не так, ведь он непостижим, ни для кого кроме Нее. Кстати, со свободой воли у функционалов не очень (независимо от цвета, наличия рогов или нимба). Ровно до тех пор, пока плотно не свяжутся с человеками.

Эрго. Удачная экранизация книги мэтров, полная юмора, иронии, приятных персонажей и идейных посылов. Разве что местную графику мало кто назовет идеальной, но она тут и не главная.

Режиссер: Дуглас Маккиннон

В ролях: Майкл Шин, Дэвид Теннант, Фрэнсис МакДорманд, Шан Брук, Дэниэл Мейс, Сэм Тейлор Бак, Джон Хэмм, Адриа Архона, Пол Чахиди, Нед Деннехи

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.