Энди Вейер «Артемида». — М.: АСТ, 2017
Контрабандистка, изменившая судьбы селенитов, или Луна – жестокая хозяйка
Джаз Башара, одна из двух тысяч жителей единственного города на Луне, как, пожалуй, и все остальные, мечтала разбогатеть. А заодно она была далеко не самым законопослушным жителем Селены.
Потому, когда Тронд Ландвик, один из влиятельнейших местных бизнесменов, предложил ей мутное дельце, связанное со сменой владельца алюминиевой компанией «Санчез», она согласилась. Уж очень вкусным показался куш, предложенный за выполнение этой работы.
Однако кроме того что само дело выглядит невероятно сложным и опасным, похоже что Тронд чего-то не договаривает. А значит нужно быть готовым к любым неприятностям.
Вторую книгу Энди Вейера, прогремевшего в 2014 году вкусным «Марсианином» (http://perekat.kiev.ua/marsianin-vejer/ ), ждали с огромным нетерпением. Удержит ли автор свой следующий роман на высоком заданном им самим уровне, или сломается?
Энди не подвел, Artemis получилась хороша. Причем со всеми фирменными вейеровскими «фишками».
Главной из них остается трепетное отношение к науке. Автор с увлеченным интересом описывает разные ученые мелочи, типа нюансов процесса сварки или изготовления алюминия. Его герои постоянно пользуются различными научными достижениями, причем не как банальные потребители, знающие лишь как включить свет, а как полноправные участники процесса и непременно мастера какого-нибудь дела. Они фактически живут в этой самой науке. Купаются в ней. Не представляют существования без ее использования и улучшения. И, самое главное, по сравнению с «Марсианином» Вейер отказался от длительных лекций на несколько страниц, а также излишнего использования научной терминологии. Теперь информация подается более порционно и дозировано, а заумных слов на единицу текста стало поменьше. Прогресс.
Еще одной особенностью книг Энди похоже становится подробное, доскональное описание локации, где происходит действие. В данном случае лунного города. Автор с первых страниц погружает нас в быт Артемиды. Вы будто пробираетесь по лабиринтам узеньких алюминиевых коридоров жилых сфер Армстронга или Олдрина. Изучаете их конструкцию, вникаете в местные фобии и страхи. Приноравливаетесь к силе тяжести всего 1/6 от земной. Пытаетесь умоститься в тесных жилых капсулах для бедняков. С сожалением отмечаете социальное неравенство, перебравшееся на Луну с матушки Земли. Скривившись, пробуете «месиво» – здешнюю еду из сушеных водорослей, или восстановленное пиво. Сдаете экзамен на полноправного работника гильдии Безвоздушного Пространства (неудачно). Знакомитесь с поверхностью Селены. Вникаете в экономическую систему поселения.
Поселения крайне любопытного. Две тысячи постоянных жителей и масса туристов (будто до боли знакомый курортный поселок на Черном море в разгар сезона). Фобия пожаров и разгерметизации, огнеборцы-волонтеры, запрет на открытое пламя, курение, огнестрельное оружие, горючие жидкости. Непременные воздушные убежища. Полное отсутствие тюрем и штрафов, а заодно сексуальных и расовых предубеждений. Гизмо — многоцелевое устройство, заменяющее жителям Артемиды все гаджеты скопом – от телефона и браузера до банковской карточки.
Не меньше поражает основатель лунного поселения – Кенийская (!) космическая компания. Не Штаты, Китай или Россия, а Кения!
Сколько уже было романов, связанных с расселением человека по Солнечной системе. Социальная стратегическая картина колонизации в «Марсе» Робинсона. Заводные игрища бизнес-корпораций в «Новой Луне» Макдональда. Да в том же «Пробуждение Левиафана» Кори о жизни гомо сапиенс за пределами Земли немало сказано. Но Вейеру удалось показать картину селенитского города так, что она смотрится задорно, не скучно, и не вторично. Понятно, что в первую очередь благодаря тому самому научному подходу, которым пользуются его герои, а также массе деталей жизни Артемиды. Но немалое влияние оказал на картинку и еще один «конек» автора – противостояние человека и внеземного мира, некогда ставший одним из неоспоримых достоинств «Марсианина».
Луна – действительно суровая хозяйка (© Хайнлайн). И не только из-за непривычной силы тяжести, отсутствия атмосферы, убийственной радиации или солнечного света. А хотя бы из-за пресловутой лунной пыли – крошечных острых частиц, смертельно опасных для человеческих легких или глаз. Герои Артемиды проводят снаружи немало времени, и каждый такой визит перерастает в напряженнейший момент повествования.
Повествования напряженного и увлекательного не только благодаря Луне.
Ведь в Artemis кроме неурядиц приносимых Селеной, протагонистам приходится сталкиваться и с людским противодействием. Вейер добавил в роман криминальную нотку, и сюжет о людях науки, их взаимодействии с миром, заиграл новыми красками. Ведь теперь им приходится применять свои ученые познания не только против бездушных и безжизненных небесных тел, камней и пыли, но и против злонамеренных соплеменников. Так что и прямого действия стало побольше, чем в приключениях Марк Уотни, и те, кому нужны живые антагонисты откровенно порадуются.
Благо главная героиня романа Джаз Башара не только умная, талантливая, эрудированная, но и довольно вольно обходящаяся с законом девушка. Никакого членовредительства, что вы. Исключительно финансовые аферы и нарушения. Контрабанда, порча имущества, создание фальшивой личности. Но как пригодятся все эти навыки, когда дело дойдет до жареного!
Главная героиня вышла у Энди «на ура». Бойкая, способная девица, за которой мы проследим фактически с ее раннего детства (спасибо переписке с землей), через подростковые бунты, ошибки молодости, успехи и неудачи, потери, расставания с любимыми, мечты и стремления. Рука об руку с Джаз мы будем знакомиться с Артемидой, и к середине книги она станет для читателя одним из самых близких людей во всей Солнечной системе.
Также автор не позабыл об использовании законов драматургии, регулярно подбрасывая героине новые и новые перипетии, особенно этим отличается последняя треть романа.
Перчику в блюдо добавляет юмор, используемый Вейером уместно и дозировано. Как пройдешь мимо такого перла: «для любого хорошего плана требуется чокнутый украинец».
Ну и конечно его фирменный оптимизм – Энди по-прежнему твердо уверен, что для умных, талантливых людей, знакомых с достижениями науки нет ничего невозможного. Будет тяжко, будет больно, и случайности никто не отменял, но эрудированному человеку с этим всем совладать на порядок проще. Одно это для нынешнего запутавшегося человечества, перманентно путешествующего от кризиса к кризису, дорогого стоит.
Эрго. Путешествие на Луну в приятной компании, тонко намекающее о необходимости учить матчасть и развивать умение думать. И тогда ни безжизненные Марс с Селеной, ни криминальные элементы не справятся с по настоящему Homo SAPIENS.