Расследование под шелест страниц, или Чайный детектив
1946 год. Лондон. У владельца книжного магазина Гэбриела Бука было хобби. Помогать полиции расследовать убийства в своем районе. Как торговец Гэб не сильно преуспевал, а вот с детективной задачей справлялся на ура. Зоркий глаз, внимание к деталям, аналитический ум и умение делать выводы, давали мистеру Буку возможность раскрывать самые изощренные преступления.
Дела шли своим чередом, Гэбриел при полном одобрении миссис Бук даже нанял помощника в магазин – молодого человека, недавно вышедшего из тюрьмы.
Вот только властный одноглазый мужчина, сделавший Буку предложение, от которого сложновато отказаться, да тайна, связанная с новым помощником, грозят подпортить Гэбриелу настроение.
Но джентльмена, вооруженного знанием классиков, так просто не возьмешь!
Перед нами классический, камерный детектив, книжным антуражем напоминающий о магазине из «Знамений», а общей атмосферой того же «Людвига» (впрочем, без обилия комических ситуаций).
Фактически нам дарят процедурал, с новым делом каждые две серии, и сквозной линией одноглазого типа и помощника.
Детектив недурен, со всеми полагающимися жанру приметами: ложные подозреваемые, разнообразные мотивы, обманки, сплетение различных преступлений в одном месте, умеренно неожиданные злодеи, личность убивцы умело скрывается.
Линия расследования адекватна: герои наблюдают, собирают улики, исследуют мотив, подмечают мелочи, «уточняют детали», работают с людьми, и главное — думают серыми клеточками (Пуаро одобряет, в общем).
Что немаловажно, главный герой удался.
Бук (Гэтисс («Шерлок», «Табу», «Фаворитка», «Благие знамения», «Отец», «Задача трех тел»). Настоящий джентльмен: чуть напыщенный, вежливый, добрый, образованный, чудаковатый, ироничный, не без ехидинки, с гордой осанкой. Решающий дела и отдыхающий от них за чашкой чаю. И трубка, куда ж без нее! Обладатель всемогущего письма от Черчилля (этот листок явно всех еще удивит). Натуральный библиофил и всезнайка, сыплющий цитатами из самых различных произведений, частенько сравнивающий окружающих его людей с персонажами классиков. Не особо ценящий современную литературу, работающий с раритетами и просто старыми книгами. Хозяин собаки с гордой кличкой «Пес». Создатель крайне оригинальной системы каталогизации. Не без скелетов в шкафу. Умный, умело читающий людей, наблюдательный сыщик – недурная заявка на вступление в когорту великих детективов.
Его супруга (Уокер («Рим», «Менталист», «Джон Картер», «Проклятая»). Их знакомству уже не один десяток лет, пережила парочка вместе немало, и находится в «нестандартных отношениях». Без секретов, понятное дело, не обойдется (намеки на эти секреты ждут нас пораньше финала 4-й серии, и поданы эти самые секреты на диво корректно, полунамеками, взглядами, редчайшими касаниями). Жена, искренне поддерживающая своего мужа. Временами помогающая ему в расследованиях. Живая, бойкая, неглупая, любопытная, эксцентричная. Хороший образ.
А вот молодежь откровенно уступает маститым актерам. Нарочитый переигрыш – их кредо.
Что помощник Бука: Джек-Просто Джек, большую часть времени передвигающийся с видом, куда я попал и где мои вещи? Лишь время от времени показывая, что он все же не совсем безнадежен, как лицедей.
И особенно Нора – резвая девушка-подросток, сирота, живущая при турецком ресторане и активно лезущая в расследования Бука. Девице на вид все двадцать, а играет она слабо умственно развитого ребенка лет 13-14. Диссонанс дикий.
Проект радует атмосферой старой Англии. Антиквартные авто, винтажные наряды, шляпы и прически, непременные красные двухэтажные автобусы и телефонные будки. Ночной туман, скрывающий от глаз все, что находится дальше метра. Констебли с дубинками и свистками. Буквально ощущаемый физически аромат антикварного книжного, набитого старыми томами. Жутко громкие продавцы газет, чистильщики обуви, мясники, возящиеся со свиными тушами на глазах у всех, печка эпических размеров с духовым шкафом, и, конечно же, чай!
Причем не Туманного Альбиона вообще, а конкретно Британии первых послевоенных лет. Заброшенные улицы, разговоры о недавней войне, неубранные воронки от взрывов, сироты, люди с психотравмами, дефицит продуктов (ах, какая редкость шоколад и прочие ананасы), очереди за мясом. Посиделки за домино в кабаке. Антуражно.
Проект локальный и камерный, редко выходит за пределы одной улицы, не увлекается съемками снаружи, больше уважая сцены внутри помещений. Снят без особых претензий, глобальности, игр с судьбами Англии и криминальных гениев не ждите.
Также охота отметить регулярные флеши под девизом «от ненадежного рассказчика». События прошлого нам показывают часто и с охоткой, но верить всему, что мы увидим, не рекомендуется. Погружения в прошлое частенько лгут, предоставляя то размышления и теории детективов, то версии, которыми подозреваемые пытаются сбить их с толку. Хороший прием.
А вот перебивки под потенциальную рекламу, с названием сериала, уплывающим и выплывающим секунд 10, жутко раздражают.
Эрго. Камерный ламповый детектив с приличным протагонистом и хорошей атмосферой послевоенной Англии. А вот второстепенные работы и бесящие перебивки под рекламу к достижениям не отнесешь.
Режиссер: Каролина Джаметта
В ролях: Марк Гэтисс, Полли Уокер, Коннор Финч, Эллиот Леви, Букет Комур, Блейк Харрисон, Тим МакИннерни, Лавдей Смит, Пол МакГанн, Люк Норрис