Дэвид Хаир «Кровь мага». — Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2020. Первый роман цикла «Квартет Лунного Прилива».
Волшебное раздолье, или Восток против Запада – нн-ая серия
Мир, два континента которого — Антиопию и Юрос разделяют 300 миль непреодолимого моря. Континенты, населенные людьми разных привычек, цвета кожи, рас и религий, отлично чувствующими себя вдали от нежеланных соседей. До той поры, пока маг Антонин Мейрос не создал мост, раз в 12 лет соединяющий континенты.
Мост, ставший не только путем для торговли, но и дорогой вторжения, по которой прошли легионы Первого Священного похода.
Поход был не один.
Прошли годы, и Рондийская империя готовит свои силы для Третьего похода против неверных. Воздушные корабли, победоносные легионы и десятки боевых магов, каждый из которых стоит небольшой армии.
Что могут противопоставить нашествию жители Антиопии? Свой собственный священный шихад? Смелость и любовь к свободе? Ведь магов у них нет (или есть?).
Но что если не все так просто? Возможно, в деле участвуют неучтенные никем, но могущественные силы. Престарелый творец моста еще не сказал своего последнего слова. Да и некоторые современники с обеих сторон могут удивить непредсказуемыми действиями и скрытыми талантами.
Фентези, намешавшее в себе изрядное количество поджанров и тем. Попервой навевающее липкое ощущении вторичности, но вскоре находящее путь к сердцу читателя.
Судите сами. Тут вам и обыгрывание темы религиозных конфликтов с крестовыми походами («Dominium», «Тьма», «Боги»). И намеки на эпик («Клинки»). И колдовство, смешавшее в себе чуть ли не все его возможные варианты («Время», «Призма», «Видящая», «Фурии»). И пляски вокруг чистоты крови колдунов (кто сказал Поттер?). И юнг адульт с взрослением и академией волшебства («Волшебники»). И Рим с его легионами («Спартак»). И ориентальное фентези. И любовно описанные индуистские мотивы («Сыны»). И словотворческие забавы уровня «бох»: город Гебусалим, месяц ноялий, день пяденица, священный шихад, Римонийская империя. С другой стороны такой прием работает, обеспечивая узнавание и легкий флер новизны, перенося нас в «как-бы» другой, но вполне знакомый мир.
Все так, классические пляски по плечам гигантов, но творит их Хаир настолько увлекательно, что на шаблонность составляющих его блюда скоро перестаешь обращать внимание. Вдобавок, такое обилие героев «из разных сказок», позволяет отыскать своего любимца, как фанатам магических сражений, эпических интриг, так и любителям романтики или поклонникам «молодых взрослых».
Автор дарит нам описание нескольких уровней происходящих событий, от глобальных планов власть предержащих, до частных людских историй, вроде как не ни на что не влияющих (спойлер: это не так).
За стратегическую арку отвечает здешний Канарис – глава имперской разведки – маг Гурвон Гайл – главный, пожалуй, антагонист романа. Он редко выходит на первые роли, время от времени позволяя читателю приобщиться к коварным имперским операциям. Некогда активный участник пресловутого Нороского мятежа, нынче, как и большинство его выживших соратников, трудится верным псом императора. Беспринципен, аморален, умен, но небезгрешен. Как наочно демонстрирует следующий персонаж.
Елена Анборн, маг, любитель иллюзий, любовница и одна из доверенных помощников Гайла. До определенного момента. Она воплощает следующий, тактический уровень книги, с головой оказываясь замешанной в операции империи в ключевом для державных интересов восточном королевстве. Убийца с каменным сердцем и мертвой совестью покажет нам кардинальное изменение характера под воздействием людского тепла, детской любви, прочих позитивных людских качеств (ну мы все же фентези читаем). Оказавшись на протяжении нескольких лет телохранителем королевских отпрысков, Елена конкретно оттаяла сердцем и нашла для себя новую родину. Отказавшись выполнять приказы. Чем конкретно подкузьмила начальнику. Естественно, не собирающемуся оставить такую подлянку безнаказанной.
Также в этой линий стоит обратить внимание на юную принцессу-регента, достойно (до поры до времени) показавшую себя в сложных обстоятельствах.
Дальше мы спускаемся с небес государственных разборок, переносясь в область бытия обычных гомо сапиенсов.
Ну или почти обычных.
Аларон Мерсер, юноша с четвертью магической крови (о нюансах магии романа чуть позднее), находящийся на пороге выпуска из колдовской школы. Саму академию нам не покажут, а вот с выпускными экзаменами познакомят во всей красе. Тут же автор поделится простыней текста о видах здешней магии, написанной как в учебнике, с той же степенью вероятности заинтересовать читателя.
Аларон из семьи среднего достатка, находится в вечных контрах с чистокровными однокурсниками-богачами. А еще его папаня, на свою и сына беду, пытался научил пацана думать. В коня корм не пошел. Попытки мыслить напрямую скажутся на судьбе юноши, выбравшего весьма скользкую тему для диссертации. Это ж надо, при живых, дееспособных и находящихся при власти участниках Нороского мятежа, пытаться разобраться в его скрытых мотивах! Нет, все же недостаточно отец Аларона головой пользоваться учил. Надо же и о последствиях своих действий порой задумываться. Что у Аларона, не отличающегося обширными и развитыми интеллектуальными способностями, выходит непросто.
Восточный континент представлен у нас юной девицей Рамитой Анкешаран, отец которой получил предложение, от которого не отказываются. Выдать потенциально плодовитую дочь за самого Антонина Мейроса! Изрядно престарелого, но, как оказалось, вполне живого. Рамиту ждет полная смена места жизни, и приятное развитие образа. Ведь Мейрос оказался на диво вменяемым мужчиной.
Последним ведущим персонажем становится экс-жених Рамиты – Казим. Который в расстроенных чувствах после срыва потенциального брака, присоединяется к священному шихаду, активно осваивая навыки фехтовальщика и лидера. Тут нам покажут сложности организации такого похода, и раскроют некоторые тайны восточного континента.
Всего, как вы уже поняли, основных рассказчиков в романе четыре штуки (двое с Востока, двое с Запад), время от времени около них возникают другие важные для сюжета персонажи. Главы чередуют изложение от разных ведущих героев. Благо их негусто, и позабыть, что там происходило с первым, пока доходишь до четвертого, не успеваешь.
Несколько в стороне от основных разборок (до поры до времени), лелея планы мести, болтается некая древняя ведьма Сабель, имеющая острый зуб на Мейроса (возможно не только).
Практически все протагонисты романа привлекательны, в процессе кардинально, буквально на 180 градусов, меняют свою жизнь, претерпевают жестокие перипетии, и проходят впечатляющее развитие.
Теперь взглянем на магсистему «Крови». Как я уже говорил, намешал в ней Хаир от души: местным волшбарям натуральное раздолье. Здешняя волшба, называемая гнозисом, возникла относительно недавно, всего полтысячелетия назад (похоже, без макгаффина не обошлось). Некто Йохан Корин, проповедовавший любовь и мир (явная аллюзия на раздолбаистую версию христианства), напоив тысячу своих последователей таинственным напитком, получил несколько сотен магов, способных творить немыслимое.
Видов немыслимого оказалось просто немеряно. Тут вам и работа со стихиями. И некромантия. И целительство. И управление разумом. И магия природы. И иллюзия. И прорицательство. И обортничество. И амулеты, многократно усиливающие гностические способности волшбарей. И… Да чего тут только нет!
Время шло, изначальные Три сотни магов активно плодились и размножались, сея свою кровь по западному континенту. Отсюда полукровки, четвертькровки и даже люди с 1/16 крови магов в жилах. Чем меньше крови, тем слабее способности. Чем больше – тем крепче гонор. Так и живут.
Мир пописан не слишком подробно. Два континента с «непреодолимыми» 300 милями (примерно десятикратное расстояние от Англии до Франции) океана меж ними. Отчего непреодолимым? Да видать местных финикийцев или викингов тут не отыскалось, кстати, и земные крестоносцы как-то без мостов обходились (эти упорные парни проплывали порой чуток поболе, чем несчастные 300 миль). Это при условии наличия у западных магов воздушных судов (ну ладно-ладно, ими они как активно пользуются для поставки припасов в завоеванный Гебусалим и военных действий).
Гораздо колоритнее у автора вышел восточный континент (на западном долгое время он вовсе не концентрирует внимание – есть и есть). Здешняя смесь индуисткой и арабской культур (щедро сдобренная итальянскими мотивами наследников Рима из королевства Явон и исламскими мотивами), показана на хорошем уровне. Чего стоит одно описание подготовки и проведения индуисткой свадьбы.
Приятно дополняют картину обширные вступления к каждой главе, объемом на пару-тройку абзацев, в виде местных текстов из священных книг, исторических работ, чуть приоткрывающих завесу над нюансами мира.
Дэвид Хаир недурно поддерживает напряжение, к финалу книги увеличивая темп, завершая каждую главу ударным клиффхенгэром, ставя героев на грань (а порой и за грань) смерти.
Автор то запускает детективное расследование. То начинает изощренную операцию, полную интриг, причем не одну, судьбоносные события разворачиваются и на Востоке и на Западе. То вскрывает роковые тайны. Не обойдется без предательства и перевертышей. Неожиданно сталкивает героев из разных арок. Частенько сводит волшбарей в магических схватках с использованием собственных сильных сторон и поиском слабых у противника. Благо здешняя всеобъемлющая система колдовства легко позволяет сталкивать меж собой магов разных стилей: стихийщиков с иллюзионистами, повелителей разума с некромантами etc. За колдовские разборки автору зачет.
Эрго. Неожиданно приятное фентези в исполнении автора, из вторичных и шаблонных на первой взгляд ингредиентов, создавшего в меру вкусное блюдо.
P. S. Стоит учитывать – первая книга цикла завершается началом Прилива (поднятием моста из пучин) и оставляет многих героев в крайне затруднительном положении. А вот продолжения цикла, коих на английском еще три тома, на русский не переводились.