Милость богов, Кори Дж.

Джеймс С. А. Кори (Дэниел Абрахам, Тай Френк) «Милость богов». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2025. Серия: Звёзды новой фантастики. Первый роман цикла «Пленник. Война покорённых».

Полезность — как определяющая черта вида, или Одомашненные человеки

Жители мирной планеты Анджиин не ожидали от будущего ничего дурного. Обычным чередом текла жизнь  в научной среде. Бурно праздновался Конец лета в Доме ученых, начинался очередной виток соперничества за будущие гранты.

Пока в один далеко не прекрасный день все закончилось.

Появившиеся на орбите гигантские корабли, несущие в себе поразительно недружелюбных инопланетян, поставили точку в людской истории Анджиина, и в жизненном пути многих его обитателей.

Некоторым повезло больше. Они оказались пленниками захватчиков-карриксов, и даже смогли продолжать работу над своими научными проектами. В неведомом мире, наполненном разнообразными чужими, чей подход к жизни и мышлению кардинально отличался от людского.

Некоторые из гомо сапиенсов умудрились смириться с изменившимися обстоятельствами. Некоторые стали лелеять планы обреченного на провал восстания.

Но как вскоре оказалось, карриксы не всесильны, ведь у них имеется давний враг, война с которым длится с переменным успехом уже множество веков.

И захват Анджиина, как и некоторые из пленников, могут оказать на это противостояние серьезное влияние.

 

Новую работу двуединого Дж. Кори, автора отличного цикла «Пространство», по которому снят недурной сериал, ждали с нетерпением.

Скажу сразу, до «Экспансии» дебютная книга нового цикла не дотягивает, но заинтересовать любителей космического раздела Страны фантазии способна.

Ведь у Кори хорошо получилось создать главную составляющую качественной космофантастики – инопланетян. Джеймс подтвердил свою славу демиурга, сотворив не один и не два, а с добрый десяток новых разумных рас/видов. Понятно, что не все они подробно описаны, часть просто обозначены, но главы от лица двух из них становятся натуральным украшением романа.

Первые, понятное дело, агрессоры-карриксы. Гигантские креветки/омары, задравшие верхнюю часть туловища под прямым углом. Обладатели восьми ног/рук, явно произошедшие от водных видов, которых что-то выгнало в кислородную атмосферу.

Их общество построено на кастовой системе, где высшую ступень занимают «Производящие и распределяющие», единственные, кому доступно продолжение рода. Ниже располагаются различные Библиотекари – управленцы и планировщики. Еще ниже – крупные и туповатые солдаты-офицеры, управляющие группами бойцов из покоренных рас. Достичь высшей касты никому из низших нереально, а вот опуститься ниже, или плавать туда-сюда в рамках своей – вполне. Причем под определенные задачи перестраивается не только отношение, но и тела на физическом уровне.

Карриксы – непреложные фанаты рациональности, целесообразности и полезности, подхода: «что может быть подчинено, должно подчинить» и «соперничество с другими видами неизбежно». Не приемлют морально-этических ограничений, понятий добра и зла. Считают мирное состояние и развитие ненужным и переоцененным, стремятся захватить и одомашнить (либо уничтожить) все разумные виды, относясь к ним либо как к мусору, который надо убрать, либо как к потенциальным домашним животным, способным пригодиться в хозяйстве. Лю Цысинь здешний Темный лес однозначно оценил бы.

Подавляющее большинство встреченных карриксами иных видов уже находятся в одомашненном (либо мертвом) состоянии. Краткие истории некоторых видов, с которыми пообщались наши герои, производят чертовски сильное впечатление. Даже жаль, что информации о порабощенных инопланетянах так мало.

Дополняют картину обширные эпиграфы к главам, созданные как прямая речь некоторых карриксов, они не только дают возможность чуть больше понять чужих, но и забрасывают мощнейшие крючки любопытства. Ведь часто подаются в ретроспективном виде, и ведут речь о судьбоносных событиях, которые еще не произошли (помню-помню, был такой пацанчик с чит-кодами, многое наперед знающий).

Сюда же примыкают размышления об отличии людского и инопланетного мышления, различиях в терминологии и восприятии, ведь даже «под полезностью может пониматься не то, что мы думали». Неуместности инстинктивных людских реакций, ведь алиены не люди, чувствуют, действуют и думают иначе.

Почетное второе место среди инопланетных диковинок за Роем. Существо, состоящее из крохотных механизмов (суперпродвинутые наниты? Очень похоже), созданное извечным Врагом карриксов по примеру печально известных Кукловодов и иже с ними, для сбора информации и поисков слабых мест супротивника. Захватывающее чужие тела, задвигающее сознание изначального хозяина за плинтус, при этом пользующееся его памятью, реакциями, воспроизводящее эмоции покойника. Скрывающееся, мимикрирующее, подстраивающееся под среду. Юный имитатор высшего разряда, постоянно расширяющий понимание, собирающий и обрабатывающий информацию, развивающийся, трансформирующийся, подверженный влиянию сознаний носителей. Открывающий для себя нюансы людского поведения, страстей и мотиваций.

До половины книги читателю неясно, кто является новым носителем Роя (явно кто-то из главных героев), и эта интрига чудо как хороша. Жаль, прерывается преступно рано.

А вот с гомо сапиенсами ситуация в романе похуже.

Герои книги – ученые-биологи, свершившие революцию, соединив два биома, возникшие разным эволюционным путем. Похожая задача будет ждать их и в плену. Большинство персонажей прописаны слабо, грубыми мазками, выглядят шаблонно и вызывают немного сопереживания (до команды «Россинанта», как до Киева рачки).

Максимум авторского внимания достается Дафиду Алькору. Молодой человек, племянник дамы, находящейся при власти в финансовом комитете, распределяющем гранты. Выбравший научный путь, и начавший движение по нему с роли ассистента в команде, готовящей революционный прорыв в биологии. Обаятельный интриган и манипулятор, очаровывающий людей лестью. Не терпящий, когда им командуют. Смотрящий с лицо своим страхам. Вечно за всеми и за всем наблюдающий. Обладатель аналитического, незашоренного ума, не зацикленного на науке. Способный на неординарные ходы при взаимодействии с пришельцами. Не склонный к насилию. Трансформирующийся от мальчика на побегушках, которого многие не воспринимают всерьез, в нечто совсем иное. Единственный неплохо прописанный образ и единственный условный кандидат на роль главного героя.

Он, и в некоторой степени, Джессин. Маленькая и кругленькая дамочка с серьезной мозговой проблемой, толкающей ее то к суициду, то к желанию убивать. Проходящая развитие от женщины, не способной прожить без брата-опекуна, до «полководца» и одного из новых лидеров коллектива.

Начало книги глобально-стратегическое (как в Штормсвете) , тонко намекает на то, что всех участников событий, включая неуязвимых карриксов, ждут серьезные потрясения, и неплохо цепляет читательское внимание. Вялое начало пришпоривается визитом алиенов. Затем, после вторжения, темп книги вновь падает (ускоряясь лишь к финалу), погружая нас в вязкие дни плененных жителей Анджиина. Наблюдать за научной работой, эмоциональными траблами и попытками обустроить быт, не всегда интересно, порой чуток скучновато, но не смертельно. Время от времени будни ученых прерываются редкими вспышками экшена, серьезными открытиями, явлением бескрышного Робеспьера. Выбором между отстраненным наблюдением и участием в здешнем революционном движении. А затем следующей, самой важной и чертовски непростой дилеммой, поставленной перед главным героем. И, слава богам, периодическими знакомствами и общением с инопланетными видами.

В процессе, на примере наших научников, авторы вдоволь поразмыслят над реакциями людей в  критических и непредставимых ранее обстоятельствах, перед лицом неодолимой на первый взгляд силы. Силы, настолько мощной, что даже не считает вас возможной угрозой. Над тем, на что становятся готовы человеки, когда понимают, что возвращения к прежней жизни не будет. Над тем, покорны ли мы как слуги и получатся ли из людей домашние животные. Тем паче, когда не до конца ясно, чего от вас хотят новые баре.

Реакций нам обеспечат много и разных, от агрессии до депрессии, от приспособленчества до стремления к коллективному самоубийству (оно же славная смерть). Мелочь, а приятно.

Эрго. Противоречивое начало новой космооперы от авторов «Пространства», радующее инопланетными организмами, и расстраивающее людской линией. Пока далеко не шедевр, но может позднее исправятся.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *