Мгновение ока, Блум Й.

Йоав Блум «Мгновение ока». — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2025. Серия: Большой роман

Не гляди назад, или Суровое наследие прошлого

Убийство профессора физики Йонатана Бренда не вызвало большого общественного резонанса. Ведь израильское общество не знало, что Йони был не просто гением и ученым, широко известным в узких кругах. А человеком, свершившим эпохальное открытие, способное перевернуть людское представление о Вселенной.

Йонатан изобрел самую натуральную машину времени. Машину, по всей видимости, ставшую причиной его гибели.

И теперь двум частным детективам, нанятым другом покойного, предстоит разобраться в хитросплетениях отношений людей, окружавших покойного физика. Тех, кто знал о его великом творении. И воспользовался им для своего злодеяния.

Но что если все еще сложнее?

 

Книг о путешествия во времени создано немало (вспомним хотя бы Элтона или Светерлича), но они до сих пор привлекают читательское внимание. А уж если добавить детективную линию — и вовсе хорошо. Именно это прием решил использовать израильский писатель и программист Йоав Блум.

Вышло недурно.

Первым привлекает внимание подача материала. Перед нами две линии: настоящее с расследованием, и прошлое жертвы и его окружения. Причем подано былое нелинейно, нарезкой из разных времен жизни протагонистов, от зрелости до юности и наоборот, с прониканием одних временных пластов в другие. И то верно, затем ли герои изобретали машину времени, чтобы потом об их жизни рассказывали в скучном хронологическом порядке?

Персонажи романа, отлично проработаны и прописаны. Практически у каждого героя имеются свои фишки, колоритные особенности и привычки, «бабочки и тараканы» в башке. Причем, мы хорошо познакомимся как с живыми членами компании Бренда, так и с теми, кто уже не с нами (что не мешает им оказывать влияние на события).

Начнем с профессора.

Йонатан Бренд (он же Йони). Ученый-гений, один из величайших авторитетов в области квантовой физики. Предмет зависти для одних друзей, почитания для других. «Большой ребенок в душе, не дающий стабильности» — по мнению одной дамы. Отвечающий в романе за полет научной мысли, демонстрацию того, как приходят в голову идеи, способные перевернуть мир (родом из юности, подкрепленные вопросами, возникающими во взрослой жизни), как мыслят ученые. Перед нами отнюдь не чистый интеллект. А человек, не лишенный обычных людских чувств, типа любви или подлости (все же не зря говорят, что самое моральное побуждение к действию самое лучшее, ведь укажи он где портал…).

Любовь всей его жизни, красавица Элиана. Девушка, после недолгих отношений с Йони в молодости, выбравшая спутником жизни другого, более надежного по ее мнению, партнера. В юности отличная художница, позднее напрочь забросившая рисование, погрузившаяся в выматывающую до печенок роль матери.

Ее избранник Эди Рабинович. Еще один из юношеской компании профессора. Несостоявшийся пианист, главный «друг-враг» профессора, всю жизнь пытающийся выбраться из его тени. Сын богатых родителей, не имеющий проблем с деньгами. Профессиональный историк, искренне увлеченный своим делом.

Дорон Рубинштейн — любитель эзотерики, увлекающийся пророчествами. Лучший друг Йони, его «второй». Любитель бабочек, слабосоциализированный мужчина – единственный, наделенный в книге внутренним монологом.

Бени Гимельфарб  — влюбчивый блогер, пишущий обо всем на свете («что вижу – то пою»), в будущем собирающийся из своих записей создать «книгу, в которой отразится дух эпохи». Человек, способный на неожиданные и жесткие действия.

Равит Гонен – очередная подруга Бени, жертва насилия, выросшая в бизнесвумен, создательницу компании, производящей камеры, должных повысить безопасности слабых.

Нира Башари – спонсорша профессора. Крутая тетка, работающая с информацией и выстроившая себя сама. Женщина с кучей связей, легко достающая немалое бабло. Решительная, твердая, безжалостная.

Большинство из компании — старые друзья, отличающиеся классикой созависимых отношений, порой переходящих в токсичные. Люди,  между которыми царит и соперничество, и любовь, и злость, и ненависть, и доверие, и подлость.

А вот и парочка детективов.

Авигаль Ханаани — невысокая молодая библиотекарша в очках с толстенными стеклами. Любительница порядка и контроля, стесняющаяся выдать наружу огромный внутренний потенциал.

Биньямин Кроновик по самоуверенному прозвищу Банкер («человек который всегда выигрывает») – актер и антиматор, импозантный, харизматичный, притягательный, эксцентричный, представительный мужчина с шикарной памятью. Умеющий думать о нескольких предметах одновременно.

Детективная линия сводится в основном к работе с подозреваемыми. Попыткам понять сущность и внутренний мир этих людей. Выяснить, кому было выгодно убийство профессора. Какими мотивами мог руководствоваться душегуб.

Финальный нежданчик со злодеем и его побуждениями, кстати, весьма недурен. На некоторые его составляющие автор оставляет достаточно намеков, некоторые оказались для меня совсем непредвиденными.

Радует книга хорошо продуманной теорией перемещений во времени. Мы увидим, как менялись взгляды создателя машины на взаимодействие с былым. Узнаем, как возникла идея машины времени, на каких принципах она работает. Использует данный девайс принцип пространственно-временных тоннелей (они же червоточины, они же кротовые норы). Требует четких и продолжительных расчетов, учитывающих движение Земли и Солнца, разницы в датировках. Не дает проникнуть в будущее: оно еще не определено, количество его вариантов огромно. Не допускает возникновения пресловутых временных парадоксов (бабочка Брэдбери), ведь «нельзя изменить прошлое так, чтобы это сказалось на настоящем», а вот «если ничего из сделанного не нарушит наших знаний о прошлом» — другое дело. В общем: «невозможно изменить прошлое — можно лишь учиться у него».

Без тайных обществ, фанатами которых являются некоторые герои, автор нас не оставит. Эдакий ехидный оммаж «Фуко» в финале вышел.

Не лишен роман юмора и самоиронии. Вспомним хотя бы «претенциозную научную фантастику, косящую то ли под детектив с убийством…») или большую «техническую» главу со сломом 4-й стены.

Книга Блума, что логично, о времени. О юности и взрослении. О несбывшихся надеждах и несвершившихся ожиданиях. О молодых днях, когда перед тобой открыты все горизонты, и жизнь кажется прекрасной и манящей. О том, как тяжело глядеть на себя-юного, понимая, сколько всего за последующие годы ты разрушил,  сколько возможностей упустил, испортил, провтыкал. О том, как не остаться в памяти потомков никчемным «Родумом», имеющим на надгробии лишь даты рождения и смерти. И может ли это стать главной мотивацией в жизни.

О прошлом, настоящем и будущем.

Автор поразмыслит о ностальгии, влиянии былого, о настоящем, частенько оказывающемся на вторых ролях в нашей жизни. Призовет прошлое оставлять в прошлом и возвращаться к нему как можно реже. Не посвящать слишком много часов планированию будущего. А жить, наслаждаясь жизнью. Совет на пять баллов.

Эрго. Размышление о времени, прошлом, настоящем и будущем, в антураже приятного фантастического детектива с финальным нежданчиком.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *