Конец самураев, или Уничтожение призраков
19 век. Япония. Отгремела война Басин. Сегунат повержен, началась эпоха Мэйдзи. Принят Указ о запрете мечей, самураи лишены привилегий, перейдя в разряд обычных граждан.
Этот процесс дался буси нелегко, опрокинув многих из них на грань нищеты. Отравленной вишенкой на торте стала эпидемия холеры, вызвавшая десятки тысяч смертей.
Судзиро Сага, знаменитый Убийца Кокюсю, без сожалений расстался с прошлой жизнью воина. Жена, двое очаровательных детишек, что еще нужно человеку, чтобы встретить старость. Так и было, до той поры, пока в доме не осталось ни одной монеты, а болезнь унесла жизнь дочери.
И как нельзя кстати под руку подворачивается объявление в газете, призывающее людей, владеющих боевыми искусствами, сразиться за приз в 100 тысяч иен.
Сага приходит на место встречи, где выясняется, что такую огромную сумму за красивые глаза и изысканные ката не отдадут. Таинственные устроители игры обладают нехилой властью и непредставимой жестокостью. Попытка выйти из игры грозит смертью, и нескольким сотням участников придется, убивая друг друга, пройти долгий путь, цель которого ясна лишь организаторам.
Любопытный проект, снятый по манге Сёго Имамуры и Кацуми Татизавы, в свою очередь адаптирующей одноименный роман. Радующий японским антуражем, и таки да напоминающий Сегуна, правда, без особых объяснений нюансов японского быта. Все же не гайдзины снимали какие, а дети Аматэрасу, для них многие моменты разжевывать не нужно.
Нас окунут в бурные воды 19 столетия, когда Страна Восходящего Солнца переживала очередную смену эпох, отправляя на свалку истории сословие, с которым Япония ассоциировалась долгие века.
Постановщики удачно вплетают в канву повествования исторические факты, названия, события, отношения и прочие реальные элементы того времени.
Покажут Японию, где европейские костюмы соседствуют с традиционными одеждами. Где по дорогам топают ноги как в привычных нашему глазу сапогах, так и в забавной обуви, типа вьетнамок с обвязкой ноги. А некоторые воины и вовсе принимают последний бой в откровенных шлепанцах.
Одарят зрителя непременными поклонами по делу и без оного, и прочими элементами истекающей патокой восточной вежливости. Обращениями к супругу и родителю исключительно на «вы». Ритуальными танцами с молитвой к богам. Коническими широкополыми шляпами с забавными завязками на подбородке. Тавернами с местными блюдами, типа «летающий кальмар». Красотами японской природы. Яркими храмовыми фестивалями с фонариками, фейерверками, массовыми плясками у огня и праздничным настроением.
Антуражно.
Но будем честными, подобный проект большинство будет смотреть не ради японских особенностей, а в ожидании красивой боевки.
Схваток хватает (хотя кажется, что можно было бы и поболе), и насладиться боями можно. Особенно если не ожидать от сериала непрерывного экшена типа «Рейда». Некоторые столкновения прям чудо как хороши (вспомним хотя бы поединок ГГ-Шрам, или групповой бой «последователей»). Некоторые сняты слабее (неубедительно, несмотря на спецэффекты, смотрится финальный поединок протагониста с Дикарем, в котором Сага будто напрочь утратил большую часть мастерства). Но в целом – зачет.
Нас ждут поединки мечников, один на один и с группой соперников. Разборки бойцов с разными видами оружия: катана-широкий меч-лопата (вопрос к знатокам, как обзывают это произведение кузнечного искусства?), меч-алебарда, катана-кусаригама, копейщики против мечей, лучники, делающие ежей из всех остальных (все помнят, что самураи – изначально конные лучники? Катаны и прочие вакидзаси пришли позднее). Даже мечник против десятка винтовок один раз выйдет! Рукопашная схватка группы товарищей против местных уркаганов. Массовое «рубилово» с участием десятков крепких парней. Эпичная разборка «преемников» — учеников модной школы боевых искусств, которым в сюжете посвящен изрядный кусок, с мрачным стариком, насколько я понял – типа патриархом этой самой школы. Мечная схватка в ограниченном пространстве, и поединок под сопровождение фейерверков.
Казалось бы, куда еще? Но все-то нам, окаянным, мало.
Некоторые поединки в разных местах показаны в параллельном монтаже, создавая небезынтересную нарезку. Некоторые заканчиваются весьма неожиданно, отправляя героев, которым вроде как еще жить да жить, на свидание с праотцами.
Дополняют картину колоритные герои, каждый минимум с одной фишкой, порой даже с минимальным шлейфом роли (впрочем, на прошлое персонажам постановщики откровенно скупятся).
Главным героем трудится Сюдзи Росага по прозвищу «Кокюсю Убийца» (что это значит, мы так и не узнаем). Сирота, один из тех самых «последователей», ставший сперва охранником, затем самураем средней руки, которому, впрочем, поручили возглавить одно из сражений последней войны. Человек, пришедший на ту давнюю перестрелку с ножом (пускай и длинным). После краха Сегуната нашедший свое счастье в семье и детях. Получивший некислую психотравму после знакомства с европейским оружием, вплоть до тремора при попытке взять в руки меч. Довольно долго справляющийся с этой проблемой, подверженный сомнениям и сожалениям, в дебюте проекта даже не обнажающий клинок. Из-за эпидемии холеры вынужденный искать деньги на лекарства семье столь экзотическим способом.
Еще одна из «последователей» — младшая и единственная девица среди учеников — Ирохо Кинугаса. Олицетворяющая нелегкую женскую долю, когда даже владение мечом не приносит счастья и не дает даме занять достойное место в мужском мире.
Второй важнейший женский образ – девушка, а точнее почти девочка Футаба Кадзуки. Не умеющая владеть оружием, подавшаяся на эти галеры также вследствие холеры, свалившей ее мать. Воплощение милосердия и вежливости, не забывающее говорить «спасибо» каждому встречному.
Бывший ниндзя, красавчик и трикстер Кедзин Цуга. Хитрый, неглупый, себе на уме, скромно считающий себя недурным стратегом.
Один из экс-соратников ГГ Укоца Кадзи. Дикарь с тем самым широким мечом-лопатой. Считающий себя мертвым, живущий лишь ради того, чтобы убивать. Атеист, психопат, безжалостный убийца, лишающий жизни невинных.
Представитель народа айнов с Хоккайдо, гламурный Камуэ Котя в красивом халате. Супер-лучник, пользующийся своим оружием по заветам Матрицы и Wanted – мечущий стрелы с хитровылюбленным изгибом. Давший сериалу одну из лучших шуток, насчет газет, добравшихся до Хоккайдо.
И это я не упомянул еще одного сослуживца ГГ — «Лицо со шрамом», прочих «последователей» и таинственного, мрачного старика с колокольцами – пока вне конкуренции лучший меч Японии.
Некоторые из персонажей (в основном ГГ и дамы) заслужили небольшое количество не слишком длинных флеш-беков, большинство из которых связано с «последователями» и давней битвой Сюдзи.
Второй важной линией проекта становится интрига с Организатором игры и его целями. Им является некто явно небедный и обладающий немалой властью. Вместе со зрителем, загадку этой личности стараются разгадать представители Министерства внутренних дел во главе с министром Окубой и генералом из управления полиции Кавази. Тут нас ждет приятный нежданчик и ряд философских размышлений о смене эпох, необходимости устранения отжившей свое прослойки общества, несмотря на все страдания представителей этой самой прослойки. Ведь: «эпоха мечей подходит к концу, убийцы вроде нас больше не нужны». Так ли это? – задумчиво щурят глаз постановщики, или просто сидзоку стоит сменить антураж своей кровавой работы?
Несмотря на некоторое увлечение постановщиков пафосными монологами и чрезмерными рефлексиями персонажей, темпоритм проекта почти не спотыкается. Напряжение на уровне, следить за протагонистами интересно.
Вот только в один сезон создатели «Самурая» никак не уложились, оставив большинство героев в стеснительных обстоятельствах (хотя это цветочки, по сравнению с клиффхэнгером в 4 эпизоде, когда сразу двое важных протагонистов оказались на краю гибели).
«Парни, нас ждет вторая серия!».
Эрго. Атмосферный и динамичный японский самурайский боевик с качественным и разнообразным фехтованием, демонстрацией особенностей эпохи и колоритными типажами.
Режиссер: Митихито Фудзии, Кэнто Ямагути, Тору Ямамото
В ролях: Дзюнъити Окада, Юмиа Фудзисаки, Кая Киёхара, Масахиро Хигасидэ, Сёта Сомэтани, Таити Саотомэ, Юя Эндо, Ясуси Футиками, Такаюки Ямада, Каири Дзё, Рихо Ёсиока, Кадзунари Ниномия, Хироши Тамаки, Хидэаки Ито

