Пенрик и Дездемона, Буджолд Л.

Лоис Макмастер Буджолд «Пенрик и Дездемона. Книга 1». — М.: АСТ, Neoclassic, 2024. Серия: Хроники Шалиона

Демоническая пара, или Хороший парень — таки профессия

Отправляясь на собственную помолвку, юный Пенрик кин Юральд и думать не смел, что его жизнь изменится столь необычным образом.

Встретив умирающую храмовую чародейку бога Бастарда, и пытаясь облегчить ее последние минуты, юноша получил от нее в дар не добрый совет или горсть монет, а самого натурального демона – существо, являющееся средоточием магической мощи чародеев.

Ситуация из ряда вон, и как на нее отреагирует пристав чародеев Бастарда, неясно. Понятно лишь, что в восторге он не будет.

Это не единственная проблема Пенрика. Ведь явно отыщутся люди, жаждущие отобрать демона для себя любимых.

Но что если все еще сложнее и бог Бастард задумал для юноши интересное будущее?

 

Лоис Макмастер Буджолд – автор шикарного цикла о Майлзе Форкосигане, имеет в своем активе и пару серий недурной фентези, в частности — Хроники Шалиона. Наш сегодняшний герой как раз оттуда, но не связан с героями основной линии Шалиона.

Читателю подарили сборник повестей, эдакий роман в новеллах, с элементами юнг адульт в начале. Фентези без особых претензий, неспешное, уютное и домашнее.

«Пенрик» делает акцент на раскрытии религиозно-магической части мира Шалиона. Мы подробно познакомимся со здешними системами волшебства. Встретимся лицом к лицу с некоторыми из Вседержителей. А вот с политикой, баталиями и прочей паучьей возней власть имущих, нас в этом сборнике сводить не станут.

Колдовство в Шалионе представлено в двух видах. Первый – посредством демона Хаоса, вселяющегося в человека.

Термин «демон», как на меня, в данном случае не очень уместен и вызывает ненужные и нездоровые ассоциации. Здешние «демоны» — существа с иного плана (некоего ада Бастарда) – неразумные элементали, поначалу напоминающие новорожденного младенца. Со временем они обретают речь и знания, которые берут у владельцев и в окружающем мире. При гибели носителя обязаны переселиться в другое тело (не обязательно людское). Создают своеобразную кальку личности прошлого владельца. Совокупность этих самых калек и создают личность самого демона. Коий при определенных условиях способен «вознестись» и захватить тело, подавив разум владельца (но не уничтожив).

Единственный, кроме этого момент, хоть как-то оправдывающий использование столь неудачного термина – то, что магия разрушения дается «демонам» на порядки лучше, чем созидания и они вроде как склонны к дестрою (чего мы воочию не увидим). Но! Убийство магией, даже случайное при целительстве, открывает богам дверь: демон имеет все шансы быть вырванным из тела, и уничтоженным. Не забалуешь.

Демоны любят хорошие песни, чтение, и дары тела: еду, питье и другие плотские радости.

При этом каждый в паре «человек-демон» считает другого конем, а себя всадником.

Магических свойств у чародея и его демона хватает. Они могут зажигать пламя на расстоянии, чуток замедлять время, позволяя уходить от ударов меча, за несколько секунд превратить лезвие в ржавчину, менять химический состав питья, убирая яды, уничтожать вредных насекомых. И даже применять свое колдунство в медицине. Правда, в основном опять же для разрушения: камней в почках, опухолей, выведения глистов.

Второй вид здешней магии – шаманство – происходит не от иномирских сил, а от самой природы. Шаманы взращивают Великого зверя, передавая дух от одной животины к другой, накапливая их силу. Позднее принося в жертву Зверя и передавая его тщательно выпестованный дух человеку-шаману. Что придает гомо сапиенсу лучшие звериные черты типа обостренного слуха и свирепости. Также шаманы работают с призраками умерших и способны подчинять человека волшебным голосом.

Как вы уже догадываетесь, мы близко познакомимся с представителями обеих магических школ.

Первый и главный из них — Пенрик кин Юральд. Младший сын бедного лорда, рано потерявший отца, привыкший и к пахоте на поле, и к охоте, и к ползанью по скалам. Хороший парень, худощавый любопытный юнец 19 лет, создающий впечатление наивного человека, не ждущий зла от людей. Смазливый, особенно если отмыть и нарядить, себе на уме, попущенный, не драчливый, любящий читать. Жаждущий свалить из дому, и получающий такую возможность, благодаря внезапно доставшемуся демону.

Общение Пендрика и Дездемоны (юнец дал демону имя, чем несказанно ее покорил — вежливость и доброта наше все) становится одним из наиболее приятных моментов книги (их диалогов можно было и поболе). Притирка, подколки, споры, совместное использование волшебства.

Мы станем свидетелями приятного взаимодействия Дездемоны, а точнее «Совета 10 старших сестер», со своими тараканами, ограничениями и страхами. Жизненным опытом, умениями, магическими и не очень, тяжелыми психологическими травмами. Ждущими от своего хозяина исключительно утилитарного подхода, и вдруг получающего почти что дружбу.

И «зеленого» юнца, умеющего лишь недурно стрелять из лука да лазить по скалам. «Зеленого», безусловно, но доброго, хорошего человека, способного принимать/понимать других и учиться.

Казалось бы, отличный плацдарм для young adult, однако поджанр «молодых взрослых» заканчивается, практически не начавшись. Чуток его элементов в первой новелле (в частности несостоявшаяся дружба с писцом) и все. Даже искушение расписать обучение Пенрика в божественной семинарии (неубиваемый троп для подростковой литературы), Лоис преодолела. Оно останется за кадром.

Взамен нам дарят новые испытания для подросшего героя («Джонни, сделай монтаж!»), спустя несколько лет уже придворного чародея и полноценного Просвещенного Святого. Позволяя ему по-полной проявить  свои положительные черты характера, и попробовать стезю наставничества и утешения. Заодно обеспечив парой товарищей. Которые ему пригодятся. Ведь дальше Пенрика ждет самое настоящее расследование убийства чародейки и поиск ее демона. С использованием как магических, так и логических инструментов. Завершает сборник чуток бестолковая погоня за свихнувшимся демоном.

Недурная арка развития персонажа, скажу я вам.

Второй – молодой шаман Инглис, впавший в глубокий внутренний кризис и вынужденный совершить жуткий, но необходимый поступок.

Не забывает Буджолд и о расширении мира Шалиона.

Мы заглянем в богатый свободный королевский город, узнаем некоторые нюансы его обустройства, пройдемся улицами, побываем в лучшей бане, торговых лавках, внушительном храме, и даже розовом дворце местного архисвятого/той. Отправимся в путешествие в горы, познакомимся с бытом обитателей уединенных долин. Покатаемся на лодках каналами здешней Венеции. Скромно, но со вкусом.

Книга очень эмоциональная и добрая, несмотря на терзания главных, и смерти второстепенных персонажей. Показывает, что хороших людей больше, чем дурных, и даже боги справедливы, адекватны и заботятся о посмертье для своих последователей (ритуал со священными животными хорош). Нередки трогательные моменты, полные чувств. Многим воздается по заслугам, а поскольку см. выше: «хороших людей здесь больше», такое воздаяние частенько проходит без большой крови.

Эрго. Скромное, уютное, домашнее фентези, раскрывающее религиозно-магическую сторону Шалиона. Абсолютно необязательно, но поклонникам Лоис почитать приятно.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *