Рэндалл Гаррет «Лорд Дарси. Убийства и магия». — М.: Эксмо: Fanzon, 2025.
Магия или серые клеточки?/ Великий детектив на службе у благостной империи
Середина 70-х годов 20-го века. Альтернативная Земля. Тут на коне англо-французская империя, властвующая над большей частью Европы и всем Новым светом. Государство, «где каждый должен выполнять свой долг». Благостная держава, заботящаяся о своих подданных и оставившая в прошлом агрессивную политику завоеваний.
Но человек остается человеком, преступления случаются и в этой благословенной Господом земле. Если злодеяния не в силах раскрыть офицеры местной стражи, или дело касается аристократа, за работу принимается главный следователь Его Высочества герцога Нормандского лорд Дарси. Исполняющий в здешней реальности роль Холмса, Пуаро и Марпл одновременно.
Работы у Дарси хватает. От убийств в семействах знатнейших нобилей страны, до политических дел, грозящих самим устоям Империи. Но не нашлось еще преступника, способного поставить в тупик лучший ум державы.
Или нашелся?
Гордон Рэндалл Филип Дэвид Гаррет («вообще у меня много имен», как говаривал незабвенный Бродяжник) – писатель так называемого «поколения Джона Кэмпбелла». Человек наиболее активно творивший в 60-е. Культовая личность для фендома: мужчина буйного нрава, любитель бухнуть и пройтись по прекрасным дамам. Человек, в 70-х годах почти на 10 лет исчезнувший с радаров любителей фантастики, по причине резкой смены вида деятельности: Гаррет стал священником. Неординарный хлопец, одним словом.
В истории литературы Гордон остался в первую очередь благодаря нашему сегодняшнему герою. Циклу о лорде Дарси, который помещается в одном томе на 800 страниц, писался с 1964 по 1978 года, включает рассказы, повести и один роман.
Цикл приятный, хотя и не без огрехов.
Совмещает классический детектив, увитый флером аристократического окружения, с магическим сопровождением дел и занятными особенностями альтернативной Земли.
Расследование написано не шедеврально, но приемлемо. Включает в себя дедукцию и наблюдательность протагониста, сбор улик, поиск мотивов, его способность делать выводы из полученной информации. Недостаток информации, не позволяющий поначалу детективу сделать верные выводы. Всенепременно мелькнувшего перед глазами читателя виновника (порой не единственного, но одного из главнейших) злодейства, и колдовское вмешательство, как противостоящее, так и помогающее герою.
Одной из самых интересных сторон цикла становится отслеживание особенностей здешней альтернативной Земли.
Точкой бифуркации становится судьба Ричарда Львиное Сердце, выжившего после ранения при осаде Шалю. Тяжелейший процесс выздоровления подтолкнул Ричарда к тому, чтобы взяться за ум и вспомнить свой долг короля. Он превратился из взбалмошного рыцаря без страха и упрека в заботливого к своей стране государя (явное первое проявление просыпающейся магии). Унаследовал ему племянник Артур, и вовсе заставивший вспоминать легендарного основателя Круглого стола. Благодаря столь сильному руководству Англия не только не выпустила из рук французские земли, заботливо прихомяченные пораньше вторым Генрихом, но и приумножила завоевания до полного присоединения владений Лилии (чем занимался в это время Филипп 2 Август, в нашей реальности парень отнюдь не промах, на шару свои земли отдавать не собиравшийся, остается загадкой. Ага, вроде как лично Ричард отправил последнего Капетинга к праотцам). Да и дальнейшие представители Плантагенетов (Имя династии выводят от прозвища Жоффруа Анжуйского — «Плантагенет», чьей эмблемой была ветка дрока (planta genista) в грязь лицом не ударили. Еще одно колдовское воздействие уровня грандмастера – на протяжении 800 (!) лет среди владык империи не оказалось ни одного мудака, дурака или психа.
Тихой сапой Анжуйская Империи расширилась от Шотландии до южной оконечности Гаскони и границ с Германией. Фрицов, оставшихся в раздробленном состоянии (Пруссия роль объединителя не потянула), невзирая на принадлежащую императору корону Священной империи, оставили в покое, и присоединять не стали.
Первой причиной этому стала вторая сверхдержава здешней Ойкумены – королевство Польское. Оно царит во всей Восточной Европе и владеет кучей земель, до Минска на севере и Киева на юге. Русские/украинские княжества традиционно раздроблены, серьезной силы не представляют и лишь в 20 веке задумались об объединение в какую-никакую коалицию.
Второй – открытие Нового Света, произведенное здесь отнюдь не Колумбом, а английскими моряками, и на 7 десятков лет позднее чем у нас. Никаких испанцев с португальцами в Новом Свете нет и близко, и все его богатства широкой рекой полились в Англо-французскую империю.
Держава, описанная у Гаррета, вызывает четкие ассоциации с произведением некоего Ван Зайчика и получилась до приторности благостной. К середине 20-го века Империя полностью отказалась от завоеваний (!!! Империя отказалась от завоеваний – экий оксюморон), для нее сейчас «агрессия против мирных соседей немыслима». Здесь каждый помнит о своем долге и знает свое место. Здешние стражники не лупят бабло с горожан, а следят за порядком и соблюдением законов, и даже в его случае нарушения дают возможность согражданам исправиться. Ведь доверенный стражнику по должности меч «обязывает его всегда оставаться джентльменом». Здесь лорд обязан помогать своим людям. Всем людям, не только родне, личным головорезам или приближенным. Всем, включая распоследних бедняков. А если не вытягивает сам, может обратиться за помощью к своему сюзерену, а тот выше по инстанциям, вплоть до короля. В случае смерти государя, тухес на трон не мостит старший сын, независимо от его порой отсутствующих дарований. Следующего властителя выбирает парламент, пускай и из членов династии.
Нет, я больше не могу, сейчас зарыдаю, где ближайший портал в Англо-Французскую империю! Держите меня семеро!
Что самое интересное – перед нами не полностью оторванная от жизни утопия.
Здесь первым делом при общении требуется выяснить социальный статус. Обращение к согражданам звучит не как нейтрально-толерантное: «мужчина, женщина, пан или товарищ». А исключительно строго-официальное: «сэр», «лорд», «йомен», «мистрис» или «дамсель» (молодая незамужняя девица). Здесь немало силовиков, главными среди которых являются флотские. Здесь аристократия традиционно чувствует себя пупом земли, относясь к нижестоящим покровительственно-снисходительно. Но вежливо и без наглого пренебрежения. Ведь обычные люди едят свой честно заработанный хлеб, что вполне достойно толики уважения.
Здешняя наука находится в загоне по сравнению с привычной нам. В 20-м веке тут нет электричества и двигателей внутреннего сгорания, максимум паровые машины. Для освещения улиц пользуются газовыми лампами, а возят народ в каретах, запряженных старыми добрыми лошадьми. Для дальней связи применяется проводной телесон, вот только как провести эти провода по дну Канала, маги никак сообразить не могут. Об авиации и речи нет.
Одна из немногих альтернативок, рисующая мир, не списанный почти один в один с нашего, украшенный лишь косметическими нюансами и магическими наворотами (чем грешат даже лучшие альтернативки от Амулета до Норрелла), а после точки бифуркации начинающий двигаться хоть чуточку отличным от нашего путем. Альтернативка, показывающая, что в случае возникновения магии, технологический прогресс не может развиваться так же стремительно как у нас. Слишком много расслабляющих волшебных приблуд. Гораздо меньше необходимости изобретать облегчающие жизнь устройства. Ну зачем ломать голову над потенциальными холодильниками, если можно обойтись подвальными ледниками или заплатить магу, который заговорит продукты от порчи?
Вторым сильной стороной «Дарси» являются нюансы тутошнего колдовства. Когда оно появилось, и в результате каких катаклизмов, неясно. Факт в том, что некоторые из людей обладают Талантом, позволяющим использовать магию. К концу 13-го века ее законы были исследованы и записаны, колдуны организованы в Гильдии и волшебство навсегда вошло в жизнь здешнего мира. Оно не слишком впечатляюще (маг бормочет заклинания, посыпает предмет порошком, рисует символы, машет жезлом/палочкой), никаких файерболов и прочих перумовских миросотрясающих свершений. Скорее инструмент, помогающий в жизни (и в расследовании, что для наших героев немаловажно), чем вундервафля.
Именно законы колдовства становятся главной фишкой и отличием магии «Дарси» от бесчисленных магсистем прочего фентези. От их количества буквально рябит в глазах. Закон релевантности, благодаря которому происходит возвращение предмета в исходное положение, или связывание ключа и замка в единый механизм. Закон метономии, использующий то, что символ аналогичен предмету. Закон синекдохи, играющий на том, что часть эквивалентна целому. Дифференциация по намерению, позволяющая убрать посторонние пятна с текста. А уж без Закона сродства волшбарю и вовсе никак.
И это только некоторая часть из правил, позволяющих визарду в полный рост использовать свой Талант. Целители-священники, излечивающие болезных при помощи волшбы. Левитация. Невидимость (пускай условная). Восстановление уничтоженных предметов. Установление принадлежности пули конкретному оружию, а обрывка конкретной одежде. Отслеживание миазмов зла, присущих черным магам и чувства мрачной безысходности, без которого не обходится суицид. Наложение и снятие охранных заклятий. «Парализ» на неприятеля. Передвижение материальных предметов, по-простому телекинез. Считывание последней картинки, увиденной покойником.
Бесценные умения в расследовании. И хотя помощник ГГ мастер-маг Шон О`Лохлэнн, скромно шаркая ножкой, утверждает, что он лишь «технический работник, добывающий факты, которые нельзя обнаружить простым наблюдением», лорд Дарси не зря для каждого нового дела требует у начальства обеспечить присутствие этого «техработника» рядом с собой.
Со многими законами и нюансами ведовства мы познакомимся благодаря уже упомянутому Шону. Этот пузатенький ирландец — любитель пространных лекций по ходу дела, регулярно проводит волшебные исследования места преступления, улик, тел во время каждого из дел Дарси, и заменяет собой целую криминалистическую лабораторию.
В целом магия пребывает под неусыпным церковным контролем. Лицензия на волшебство выдается церковью лишь после тщательной проверки ортодоксальности методов колдуна. Ведь кроме белой, существует и черная магия.
Колдовство, направленное исключительно на дестрой. Способное умерщвлять и сеять хаос. Ну знаете: рука славы, кладбищенская земля, кровь девственницы. То, что лицензированные маги называют «извращением высокого искусства». То, что непременно и без исключений разрушает самого мага, приводя его к гибели (пускай далеко не единомоментно). Если раньше не отловят коллеги, способные гурьбой лишить нарушителя самого важного – Таланта.
Расследование, как я уже говорил, написано приемлемо. Читателя ждут разные виды злодеяний, от классического локального расследования убийств в замкнутом и частенько закрытом изнутри помещении. Спровоцированных обычными людскими страстями от ревности и ненависти до жажды денег. До политических/шпионских дел, завязанных на судьбы державы и вовлекающих в свою орбиту самых высокопоставленных особ страны. Вплоть до императора. Именно политические преступления показывают мир книги во всей красе, объединяя прелести альтернативной Земли с проницательными действиями нашего Дарси. К примеру, в единственном романе цикла Дарси вместе с военно-морской разведкой расследует шпионские танцы с бубном вокруг новомодного хитрого девайса, мешающего людям разрушать.
Ну а без магии не обходится ни одно дело. Чаще всего она не является орудием убийства, да и в раскрытии дела помогает опосредованно (дедукция рулит). Но без колдовских ушек, торчащих из-за угла, нас не оставят.
Главный герой – классический «великий детектив», по полной использующий свои серые клеточки. Наблюдательный, проницательный, решительный и симпатичный джентльмен. Обладает стальной волей, порой готов рискнуть своей жизнью. Трудоголик, неспособный долго отдыхать. Умеет делать выводы и просчитывать людей. Любит к финалу собрать причастных и подозреваемых, и по примеру Пуаро, вещать им о результатах расследовании. Порой сохраняет этот рассказ для герцога.
Все вроде недурно, но есть нюансы.
-Как протагонист делает вывод — порой остается за кадром Прошлое Дарси остается за семью замками. Особых рефлексий и внутренних монологов не ждите, Дарси пребудет вещью в себе. Шлейф роли у персонажа минимален, даже имени его мы не узнаем. Внутренний мир героя не раскрыт. Да и странновато-фамильярные отношения с вдовствующей герцогиней Камберлендской, вызывают недоумение. А всего-то надо было расщедриться на пару предложений, описывающих обстоятельства их знакомства.
-Язык сборника восторга не вызывает. Суховато, местами корявенько, зачастую официозно. Или это опять переводчик накосячил?
-Отношения персонажей описаны в «викторианском» стиле – вежливо, обстоятельно, без особых эмоций, с едва уловимой иронией, непременными расшаркиваниями и постоянными титулованиями. И обязательно благопристойно, с соблюдением правил хорошего тона.
-В романе, находящемся примерно посредине книги, мы впервые встречаем упоминание прошлых дел ГГ. Явная попытка связать разрозненные истории из жизни героя в одно целое. Засчитано. А вот повторения информации, уже известной читателю, порой дословного, можно было бы и избежать.
-Прибор для связи «телесон», напиток «каффе», лекарь «хирургевт», наука «кхемия» — такого уровня словотворчество мы уже встречали в «Крови мага». Спорный прием.
Эрго. Фентезийный детектив в викторианском духе, радующий альтернативной историей и скрупулезным подходом к магии, огорчающий сухостью языка и невниманием автора к прошлому героев.

