Навола, Бачигалупи П.

Паоло Бачигалупи «Навола». —  СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2025 г. Серия: Звёзды новой фэнтези. Первый роман цикла «Навола».

Изворотливый город, полный коварства, или Простец в мире лжецов

Давико ди Регулаи, сын главы крупнейшего банка Наволы, долгое время позволял себе наслаждаться детством. Неудивительно. Отец – умнейший человек на всем Лазурном полуострове. Способный вычислить и устранить врага, предсказать опасность, спланировать будущее на годы вперед. Преданные слуги и стражники, готовые насмерть защищать семейство. Власть, позволяющая Регулаи не только исподволь управлять Наволой, но и диктовать свою волю окружающим ее городам и державам.

Но детство рано или поздно заканчивается. Близится День имени, когда ребенок становится взрослым. День, когда Давико предстояло принять громадную ответственность, и показать себя настоящим наследником самого могущественного человека полуострова.

Ноша, к которой Давико абсолютно не готов, и которая претит ему буквально до болезненной рези в желудке.

И это в те времена, когда Лазурный полуостров находится на пороге глобальных изменений, а враги Регулаи точат кинжалы, готовясь нанести смертельный удар по чрезмерно усилившемуся семейству.

 

Паоло Бачигалупи («Заводная»), сделавший себе имя на пронзительных экологических антиутопиях, решил попробовать на зуб новый жанр Страны Фантазии.

«Навола» вышло недурной, причем вызывающей четкие ассоциации с «итальянскими» работами Кея («Дети Земли и неба», «Все моря мира») – что иначе как комплиментом не назовешь.

Перед нами историческое фентези с мистическим налетом, вдохновленное буднями позднесредневековых итальянских городов-государств.

Написано роман от первого лица Давико в виде многословной, ретроспективной беседы-воспоминания с неизвестным собеседником. Неоднозначный прием, использовавшийся в разных книгах от Квоута до Клинков  или Песни, защищающий ГГ сюжетной броней (как выяснилось, далеко не от всего), но качественно нагнетающий интригу.

Первым внимание привлекает личность главного героя, через которого мы будем знакомиться с миром. Ведь нам дарят во многом классический роман взросления, уделяющий массу внимания переживаниям, терзаниям и развитию протагониста. Однако к «юнг адульт» книгу не отнесешь – юные взрослые после нее имеют все шансы получить нажористую подростковую психотравму (Давико последней трети романа не даст соврать), героев Бачигалупи не жалеет — где-то в углу одобрительно сопит один старина Джордж.

Давико — чувствительный, милосердный, не желающий отнимать жизни во время охоты, лишенный изворотливости, слишком простоватый, хотя не глупый, мягкий и честный для этого города и этого семейства. Склонный к сбору трав и созерцанию окружающего мира, где царит честность и нет места лжи.

Паренек отлично прописан и создан с душой. Знакомимся мы с героем в его условных 8-10 мальчишечьих лет, и проживем с ним изрядный кусок жизни, познав нешуточные испытания. Пройдем через детские шалости и забавы. Обучение счету, письму, торговым премудростям и хитростям. Огорчения и победы. Осознание себя Рагулаи, тем, кто ««всегда за доской». Понимание груза ответственности, лежащего на наследнике этой фамилии. Сомнения в собственных силах. Подростковые приключения. Попытки бунта. Влияние пубертата и проявление сексуальности. Первое ослепительное и обреченное чувство. Опасности и предательство.

ГГ поделится с нами мыслями, чувствами, идеями. Окунет в собственные сомнения, страхи и мечты. Станет для читателя близким и хорошо знакомым членом семьи. А заодно невольной причиной судьбоносных для Регулаи и Наволы событий.

Развиваются события неспешно, на экваторе романа автор подарит ослепительную вспышку экшена (до этого активных сцен почти нет), подвергнув героя смертельно опасному испытанию, разделившему его жизнь надвое, окончательно обозначившему возмужание персонажа. После Дня имени развитие личности Давико пойдет прям семимильными шагами, окончательно оставляя детство за спиной. Что уж говорить о шокирующих событиях последней трети книги.

Одна из сильнейших трансформаций образа, которую я припомню.

Кроме Давико охота отметить его названную сестру Челию ди Балкоси. Девушку сложной судьбы с острым язычком, железной волей и живым умом. Старательную ученицу, мастерицу «фаччиоскуро», познающую искусство отношений, игру лиц.

Отца ГГ Девоначи – способного «прочитать» человека, как открытую книгу и составить на диво хитроумный план. Не оставляющего помыслов о возрождении славы старого Рима, пардон Амонезе.

«Того, кто хуже скорпиона» — специалиста по теневым делам, стилеттоторе (кинжальщика) Каззетту – безжалостного убийцу и отравителя, главу разведки и контрразведки Рагулаи.

Правда, как покажут события второй половины романа, таланты и уровень интеллекта этой парочки оказались изрядно переоценены.

«Матерщинника и крамольника» Филиппо ди Баска.

Архиномо Ничисия Фурия – опасную даму, возглавляющую одно из аристократических семейств. Пришедшую к власти после убийства братьев. Олицетворение убийственной психопатической красоты. Женщину, которая не так проста, как кажется.

В процессе мы редко будем покидать пределы Наволы, остальные части мира останутся сокрыты от нас (кроме истинной Ромильи, да Мераи – Красного города контрастов).

Сама Навола продемонстрирует себя не столько через красоты. Хотя без величественные палаццо, гордых кастелло, башен архиномо, бурлящих рынков, кварталов ремесленников, таверн, полных студентов, катакомб и руин старого города под землей, нас не оставят. Но описания, будем честными, выглядят скуповато.

Навола открывается читателю через своих жителей. Специалистов искусства «Фаччиоскуро» — «скрытое лицо». Торговцев, банкиров, аристократов, чиновников, членов гильдий, их чад и домочадцев – по уши замешанных в здешней политике, предполагающей изворотливые, извилистые пути, непременный обман, долгие переговоры, коварство, сокрытие истинных целей, использование обходных тропок для достижения результата. Старающихся не только услышать, что говорит человек, но и понять, зачем он это говорит. С удовольствием интригующих в Совете Ста и за его пределами. Прибегающих к открытому насилию лишь завершая дело (не зря война – ПОСЛЕДНИЙ довод королей). Зато уж если прибегающих – то по полной программе: кровь рекой, а возмездие беспощадно. Сыплющих терминами, основанными на словах из нашего итальянского языка/латыни (антуражно, но как на меня с «итальянизмами» перебор).

Колоритный город, будто переносящий нас в средневековую Италию с ее усердными отравителями, друзьями, с милой улыбкой вонзающими вам кинжал под ребра, и прочими Медичи. Уютно соседствующими с выдающимися мастерами, скульпторами, художниками и чокколатисто, производящими изысканный шоколад.

Мы увидим, как возникали и пропадали могущественные семейства и огромные состояния, какого труда стоило их удержать и приумножить. Как формировалась и работала банковская система.

Интригами и коварство город (и роман) переполнен «по сами винця». Кознями и каверзами тут занимаются все поголовно. Ожидания обманываются, верные люди предают, союзники оказываются сволочами. И на каждого продвинутого мастера «фаччиоскуро» находится товарищ помастеровитее.

Мистический элемент книги связан с драконом. Точнее драконьим глазом. Неимоверной цены артефактом, что тверже алмаза: оком настоящего летающего ящера, хранящим внутри массу тайн, перебрасывающим мостик  от людских страстей к природным основам мира. Порой выступающим натуральным Deus ex machina. Подвергающим Давико дополнительным опасностям (а позднее и возможностям). Позволяющим герою глубже прочувствовать окружающий мир.

Ведь Бачигалупи в своем романе создает отдаленный аналог азимовской Галаксии, с помощью трудов некоего философа знакомя героя и читателей с легендами о Плетении Вирги – богини, соткавшей мир. Сотворившей Фирмос – сеть, соединяющую все живое. И лишь человек, сопротивляющийся этому плетению, умудрился  выпасть из него, лишив себя истинного счастья и ощущения пения паутины мира. Ну, люди как обычно накуролесили.

Именно Давико олицетворяет одного из немногих людей, способного на единение с природой, того кто может совмещать Фирмос и Камбиос (ту часть мира, к которой человек прикасается и на что может повлиять). А в действительно сложные времена это  умение становится для героя единственным способом уцелеть. Хоть тушкой, хоть чучелком.

Здешнему пантеону автор уделяет внимания «в плепорцию», периодически пересказывая легенды (и это помимо рассказов о вседержителях того же доктора-травника Деллакавалло), в которых фигурируют боги. Порой упоминая их историю и свершения. Нечасто. Все же книга не о богах, а о людях.

Немало времени Паоло посвящает женскому выживанию в патриархальном мире. Умению использовать дамское оружие обмана, быть зеркалом — “отражать» мужчину (тогда он не заглянет к ней в душу), читать приглушенные эмоции, подавленные чувства, тайные желания и намерения. Показывает разные варианты этого самого выживания (главное – никакой искренности).

Эрго. Антуражное и жестокое фентези, основанное на жизни средневековых итальянских городов-государств. Поклонники Кея одобряют. Отлично прописанный протагонист, с мощной и неординарной аркой развития, атмосфера коварства и интриг. В дополнение мистический «драконий» элемент и оммаж Галаксии.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *