Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак». — М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2010 (Серия: Сны разума)
Близкие контакты средневекового вида, или Приоткрытые врата к звездам
Когда клиолог Том Шверин столкнулся с загадкой Эйфельхайма, он и представить не мог, к чему приведут его изыскания. Казалось бы, ну что такого, ну покинули люди средневековую деревню. Покинули и не вернулись. Хотя должны были. Странно, очень странно. Практически нереально.
Было лишь одно объяснение. Там произошло что-то настолько невозможно-дурное, что место на сотни лет стало запретным. Но даже если так, какое влияние это может оказать на современный мир?
А уж его подруге, физику Шерону Нэги, увлеченной исследованиями Джанатпурова пространства, и вовсе было глубоко фиолетово, что там стряслось в чащобах Шварцвальда.
Но так случилось, что именно союз этих двух ученых стал причиной невероятных открытий.
Открытий, начало которым было положено в далеком 1348–м году. В немецкой деревне, расположившейся в глубине Черного Леса. Деревне, еще не называвшейся Эйфельхаймом. Деревне, чьи жители однажды утром испытали чертовски странные ощущения.
Майкл Флинн, автор атмосферного «Танцора Января» (http://perekat.kiev.ua/танцор-января-tancor-janvarja-flinn/), один из многих американских писателей, неплохо публикуемых на родине, но до недавнего времени, почти не известных у нас. В 1995-м на русском вышел его дебютный роман «В стране слепых» (написанный в 90-м). И на 15 лет наши издатели позабыли о существовании этого автора (если не считать переиздания In the Country of the Blind в Асте). В 2010-м тот же Аст издает Eifelheim. Роман, выросший из повести 1986-го, и получивший в 2007-м номинацию на Хьюго.
Роман завораживающий и интересный, но в главах, посвященных современности, подчас более усыпляющий, чем урок физики для матерого двоечника.
Хотя, скорее всего, все зависит от склада характера читателя. Мне, сугубому гуманитарию, было сложно оторваться от средневековых частей книги, а вот современные монологи Шерон о физических открытиях навевали зевоту. Вероятно у человека, любящего точные науки, могут возникнуть противоположные ощущения.
Тема контакта привлекает внимание пишущего народа уже не первое десятилетие. Кто-то натравливает на планету злобных агрессивных марсиан, давая возможность погеройствовать своим соотечественникам. Кто-то маниакально придумывает наиболее отличающиеся от нас формы жизни, и натравливает их на землян, ошалевших от увиденного. Кто-то воспользовавшись прибытием чужих, получает возможность вдоволь поговорить о наших, человеческих вопросах.
Флинн как раз из таких.
Причем Майкл не стал облегчать задачу, используя современный мир, с его жителями, подготовленными к «чужим» компьютерными играми, фантастическим кинематографом и ужастиками.
Ареной действия выбрана средневековая Германия конца 14-го века. Время, когда в быт народонаселения лишь начинает потихоньку входить разнообразная машинерия и достижения научно-технического прогресса, типа очков или механических часов. Время, когда творят выдающиеся философы, такие как Буридан или Оккам. Время, когда на дворе царят самые натуральные Темные века, с инквизицией, постоянными войнами и эпидемиями.
Согласитесь, самое время для контакта с внеземным разумом.
Как будет проходить общение с пришельцами священника Дитриха — искренне верующего, твердо убежденного в существовании Господа. При этом человека образованного, умного и хорошо знакомого с современными ему философскими тенденциями? А со стороны фанатичного монаха-францисканца Иоахима? Обычных селян? Манфреда — неглупого властителя Хохвальда?
Как раскроются представители всех этих слоев и социальных групп, демонстрируя свои нутряные качества? Страх. Гнев. Брезгливость. Упрямство. Расчетливость. Веру. Человечность. Милосердие.
Как сольется воедино вера и научный подход Дитриха, доказывая, что это вовсе не противоположности, а наоборот, две части одного великого процесса познания.
Как забавно переплетутся первые ростки европейской научной мысли, еще слабенькие и чахлые, с информацией, получаемой от представителей более развитой цивилизации. Зачастую подтверждая разработки, догадки или озарения, посещающие земных ученых того времени.
Причем и пришельцы у Майкла весьма оригинальные. Не захватчики «в силах тяжких», или всезнающие гуру, а существа с кучей своих проблем (вплоть до смертельных), психологических нюансов и огромных тараканов (кузнечиков?) в головах.
Вистов работе Флинна добавляет очень тщательное, уважительное воссоздание эпохи. Быт и уклад средневековой деревни. Нюансы отношений между жителями. Гвельфы с гибеллинами. Черная смерть. Церковные интриги. Терминология, латынь, масса отсылок к Библии и работам философов. Причем для главного героя, отца Дитриха, это не абстрактные материи, а самое что ни на есть прикладные моменты. Он живет, сообразуясь с Божьими заповедями и работами мыслителей, многих из которых он знает лично.
В общем такого погружения в 14 век я не испытывал уже давно.
Современная линия, как я уже говорил, выглядит послабее (и понуднее), но так как ее здесь не очень много, испортить впечатление она не успевает.
А вот переплетение времен получилось талантливо. Когда Том находит документы или легенды о событиях, которым мы были свидетелями пару страниц назад, это производит отличное впечатление, создавая непрерывную канву романа.
И отдельное спасибо автору за веру в людей. Не во всех, далеко не во всех. В лучших. Майкл уверен, что, невзирая на всю грязь, кровь, подлость и глупость, испокон веков сопровождающие расу гомо сапиенс, даже в самые темные времена найдутся люди, способные не дать закрыться пути к звездам.
Эрго. Интересное размышление о человечности, науке и вере, разыгранное в шикарно воссозданном средневековом антураже.