Генри Лайон Олди «Черный ход». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2020 г. (Серия: Азбука-Фэнтези)
Ковбои, спасающие мир, или «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем»/Когда мы подумали, что достигли дна, к нам постучали друзья снизу/«Из искры возгорится пламя»
Америка. Дикий Запад.
Но не наш. Тут, кроме ганфайтеров с заряженными свинцом «миротворцами», водятся шансфайтеры, в чьих револьверах дремлют проклятия и «черные полосы».
Рут Шиммер, одна из немногих женщин, избравших профессию шансфайтера, уже встречала Джоша Редмана. Успев даже показать юнцу, почему с ее коллегами стараются не связываться.
Прошли годы. С тех пор Джош сильно изменился, можно сказать, став другим человеком.
Не столько из-за собственного желания, но благодаря воображаемому другу — ангелу-хранителю (или нет?).
Странному существу, как выясняется, ставшему признаком грядущего конца света.
А может не только признаком?
Г. Л. Олди («Внук Персея», «Циклоп», «Сильные», «Свет мой, зеркальце…», «Бык из машины», «Ойкумена», «Нюансеры», «Карп и дракон») не прекращают экспериментировать с разными гранями своего таланта. Теперь двуединый автор совершил путешествие прямиком на Дикий Запад.
Но не на банальный фронтир текущей реальности, а в альтернативную Америку.
Согласно фантдопущению Олдей, тамошняя Цитадель демократии остается последним оплотом относительно нормальной жизни. В Старом Свете все плохо. Он превратился в натуральный ад, где сама природа восстала против своих «царей» (давненько мы не встречали в творчестве Олди апокалиптических мотивов).
Американцы временами чувствуют некоторое помутнение ума, но пока ухитряются не обращать на него внимания.
Штаты на первый взгляд не сильно отличаются от нашей версии 19 века. Индейцы, шерифы, салуны, ковбойские шляпы, вездесущая пыль, строительство железных дорог, револьверы у каждого встречного-поперечного.
Но есть два момента, разом перемещающие США в Страну фантазию. Шансфайтеры и искры.
Стрелки, выпускающие из своих револьверов не банальный свинец, а несчастья и проклятия. Или благословения и раскаяние. Чьи патроны снабжены восковой пулей, никогда не покидающей ствола. Имеющие талант видеть человека насквозь (будто мясник коровью тушу), со всеми его темными и светлыми сторонами. Способные поражать цель на расстоянии, недоступном обычному ганфайтеру, лишь бы противник вдалеке различался. Самые опасные люди на всем Диком Западе. Искренне жаль, что мы не узнаем, откуда появились эти неординарные ребята (скорее всего, те самые искры виноваты).
Вторым интересным признаком локации стали искры – маленькие, практически бесполезные чудеса, которыми обладают фактически все жители мира.
Способность поднять температуру чужого тела на сотую долю градуса. Быстрее отрастить ноготь на пальце. Чуть изменить направление льющейся струи воды. Сущая безделица, которой не найти практического применения. Только в детстве перед друзьями хвастать. Ан нет. Оказалось, купленная (отнять силой нельзя) у другого гомо сапиенса искра, чуточку прибавляет удачи. Чем больше искр в твоем распоряжении, тем благосклоннее к тебе фортуна. Есть у искр еще одно применение, однажды спасшее жизнь главной героине.
Действие долго раскачивается (лишь к середине становится понятна суть конфликта), происходит фактически в одном городке. На экваторе книги начинаются перипетии, неуловимо напоминающие бытие еще одного персонажа Олдей — Бориса Ямщика. Не повтор, скорее другой взгляд на похожую ситуацию.
Периодически читателя погружают в прошлое героев. Знакомят поближе с домом «воображаемого друга» тахтона («нижний» на иврите). Эти экскурсы в «нижний мир» прибавляют происходящему широты и объема. А уж когда становится понятно, что стоит на кону, и подавно – городок Элмер-Крик становится центром борьбы за долю американского континента (ну или его части).
Что интересно – герои вестернов обычно сражались за жизнь свою или близких, крайне редко задумываясь о судьбах даже своих соседей, не говоря уже о жителях штата, или бери больше –страны. Следить за ганфайтерами в ковбойских шляпах, спасающими Америку – непривычно.
Отдельное спасибо за финал, разом расширяющий пространство действия, заставляющий взглянуть на некоторые моменты прочитанного под другим углом.
Все составляющие вестерна на месте – индейцы, грубые парни, обвешанные стволами, бравые помощники шерифа, перестрелки, пьянки в салунах, ветра и пыль, хитрый мэр, драки и ссоры из-за участков (хотя в идеальный коктейль они складываются не всегда). Разве что бандитами нас почти не одарят, да индейцев хотелось бы поболе — соскучились. Также стоит учитывать, что здешний вестерн скорее театральное явление, чем кинематографическое.
Идейное наполнение романа поскромнее, чем обычно у Олди. «Ход» — больше апокалиптическое приключение с интересным фантдопом, нежели глубокая медитативная философия. Что абсолютно ненаказуемо. Но даже при этом авторы не преминут поразмышлять о людской агрессии, легковерии, ведущем по дороге, выстланной благими намерениями. Равновесии — как неотъемлемой черте мира (где-то прибыло, а где-то убудет). Ну и о непременном человеческом качестве – «за своих пасть порву». Все же тахтоны люди, а никакие не демоны — однозначно.
Главных героев фактически двое (по главе на каждого), да некоторое количество приятных второстепенных образов.
Рут Шиммер – дочь безвременно почившего спарк-дилера (агента, скупающего искры), воспитанная его братом-шансфайтером. Одна из немногих (возможно — последняя) женщин, избравших этот нелегкий путь. Резкая девица, не считающая себя красавицей, вынужденная выживать в мужском мире. Достигшая в этом деле немалых высот. Живущая под гнетом жуткой психотравмы.
Джошуа Редман – парень едва не отправившийся на небеса в 13 мальчишеских лет. Встретивший воображаемого друга, ставшего ему самым близким существом на планете. Наглый пацан, некогда схлестнувшийся с Рут. Эта стычка, скажем сразу, изменила не только его судьбу. Решивший служить и защищать. Выросший в помощника шерифа. Познавший предательство и отчаяние.
Не пожалеют Олдя личностно образующих флеш-беков, проведя читателя вместе с персонажами сквозь травмирующий опыт юности.
Порадуют нас своим фирменным, вкусным, насыщенным языком.
Продемонстрируют китайцев в качестве гуру-наставников, открывающих глаза героям на мистические составляющие мира. Тоже верно – малы исчо, товарищи американцы, пока своих гуру вырастишь, много времени пройдет.
Эрго. Вестерн из альтернативной Америки, с любопытным фантадопущением и апокалиптическими нотками.
P. S. Я так и не понял, почему коронную фразу убийцы цитирует Пастор?