Джим Батчер «Фурии Кальдерона». — М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2009 г. (Серия: Мастера меча и магии). Первый роман цикла «Кодекс Алеры».
Элементально, Ватсон! или Яростная магия мира
В благословенной земле Алеры, полтора десятилетия наслаждавшейся миром, грядут перемены. И отнюдь не к лучшему. Дикие фурии севера готовят суровую зиму. А во всех уголках страны все четче ощущается угроза.
Причем, похоже, угроза не только внешняя, от диких варваров маратов с их смертоносными «питомцами».
Но и со стороны части Верховных Лордов, считающих, что постаревший Первый Лорд давно должен уступить власть кому-то из них. Тем более, что после смерти принцепса, новым наследником Гай Секстус так и не обзавелся.
С какой-то стороны они правы, и затягивать с вопросом наследования Первому Лорду, пожалуй, не следовало. Однако вышло, как вышло.
И теперь ключевым местом в борьбе за первенство в Алере становится долина Кальдерона. Место, где 15 лет назад погиб единственный сын Гая. Место, способное перевесить чашу весов на сторону противников Первого Лорда. Место, жители которого предназначены в жертву.
И некому это остановить.
Ну не 15-летнему же пацану Тави, тем более единственному в стране, у кого даже нет своей фурии. Да и молодая-зеленая разведчица-курсор Амара, только с академической скамьи, вряд ли чем-то поможет.
Нет, похоже, долина обречена. А с ней и власть Первого Лорда.
Или все же есть варианты?
Джим Батчер широко известен в узких кругах любителей фантастики отличным циклом городской фентези «Досье Дрездена» (http://perekat.kiev.ua/гроза-из-преисподней-батчер-д/), насчитывающем уже полтора десятка романов. Но помимо приключений Гарри (не Поттера!) на его счету классический фентезийный цикл «Кодекс Алеры».
Скажу сразу, до шедевров жанра Codex Alera не дотягивает, но читается с удовольствием.
В первую очередь благодаря, конечно же, фуриям, эдаким продвинутым аналогом элементалей. В Алере каждый нормальный человек в пору раннего отрочества находит связь с одним (или парой) природных духов, становясь их заклинателем.
Фуриями мир «Кодекса» буквально переполнен. Дикие – лесные, речные, грозовые. Прирученные: стихийные — воды, огня, земли, воздуха; элементов — металла или дерева. Даже фурии короны встречаются. Также герои периодически поминают некие аналоги божеств – Великих Фурий.
От количества фурий зависит возможность получения полного гражданства. Фурии могут сражаться, возводить стены, переносить своего партнера по воздуху, исцелять раны. Мощные заклинатели могут привязать фурий к определенному месту для охраны, или вовсе поместить их в оболочку, создав крепчайшую защиту.
Их можно обмануть, отогнать, ненадолго прервать связь с хозяином, скрыться из их виду, использовав противоположную их сущности вещество. Со временем фурии приобретают черты своего заклинателя.
М-да, жителям Алеры обычные домашние животные типа кошек/собак, по большому счету, ни к чему. Да и кормить/выгуливать элементалей не нужно. Серьезная экономия в хозяйстве.
Соответственно любой конфликт, стычка или битва обретают здесь новые, иногда довольно оригинальные черты. Ведь любой боец в полный рост использует положительные качества своего питомца, одновременно пытаясь нивелировать преимущества фурии противника. А высшая знать империи и вовсе представляет из себя эдакое оружие стратегического масштаба, аналог скромных ядерных зарядов. В общем, боевая работа заклинателей прописана от души.
Также в плюсы циклу нужно занести профессиональное использование Батчером законов драматургии. Регулярное создание перипетий и проблем для героев. Хорошую динамику. Нагнетание обстановки, удержание тревожной, загадочной атмосферы.
Плюс антураж истории вышел у Джима что надо.
Переплетение сказочных элементов и жестких фентезийных мотивов.
Преувеличено благородных или наоборот злобных стедгольдеров, заботливой родни, молодого наивного протагониста с одной стороны. Кровавых сражений с кучей трупов, «византийского» коварства, державы, окруженной с трех сторон врагами, с другой. Быта провинциальной долины с интригами высшей знати. Романтичной юности с прагматичной зрелостью. Верности с предательством.
Вместе создает достаточно вкусное блюдо.
Да и откровенные римские аллюзии лично у меня особого отторжения не вызвали. Ну легионы, ну возня вокруг гражданства, ну сенат, ну имена, ну титулы. Вполне рабочая система. Тем более для империи, претендующей на мировое господство. Между прочим, Рим на такой тысячи лет прожил. И не жужжал.
Разве что обладающие нехилой властью Верховные лорды слабо коррелируют с наследством гордых квиритов. У тех всегда преобладали крайности: либо республика, либо диктатура. Вот это среднее «туда-сюда» римлян никогда не устраивало. Но с другой стороны на то у нас и фентези, чтобы представить третий путь.
Что касается неглубоко раскрытого мира, не забываем, что у нас в руках первый том довольно длинной эпопеи. Насколько я знаю Батчера, продолжение знакомства с миром не замедлит воспоследовать в следующих томах. Тем более что в дальнейшем акцент переместится с долины, на столицу государства.
А теперь то, что не дает поместить «Кодекс Алеры» в элиту фентези.
Периодические проблемы с языком (или переводом). Часть текста идет как по маслу, а затем, абсолютно внезапно, глаз спотыкается, как загнанная лошадь на полном скаку, на каком-нибудь корявом диалоге, или странно поданном описании. М-да, паршиво все же не владеть английским, так бы я, по крайней мере, точно знал, кто виновен: Джим, или переводчик.
Излишняя велеречивость, причем не всегда по теме. Ты о фуриях поболе пиши, а не об интригах банальных, сам же свою фишку теряешь. Иногда создается четкое ощущение, что Батчер получает оплату построчно. По большому счету, где-то процентов на 15-20, роман можно было сократить без проблем.
Общая вторичность сюжета.
«Не такой как все» подросток, героически спасающий родину. Юная девица, только из школы и идейный предатель-наставник. Благородный убеленный сединами повелитель и коварно-развращенная, по полной программе интригующая знать (хотя кое у кого даже мысли о судьбе страны проскальзывают). Варвары индейского типа, близкие к природе, и не забывающие о пусть своеобразной, но чести. Жутко важная, прям без нее никак, долина.
Но даже то, что эти элементы встречаются в каждой второй фентезюхе, не считая каждой первой, не способны сильно испортить впечатление от неплохой работы хорошего писателя.
Эрго. Недурное фентези с оригинальной фишкой. При этом, к сожалению, с общим налетом вторичности в сюжете, перебором воды и вопросами к языку. Несмотря на это вполне читабельно, и с немалым удовольствием.
P. S. Всего в Codex Alera шесть книг (официально переведены на русский первые две, об остальных позаботились фаны). И судя про названиям и дате написания последней (2009) Батчер историю завершил. Что не может не радовать в свете тенденции других авторов писать окончания своих циклов по многу-многу лет.