Обними меня за плечи, Пожалей меня за ордена, или Молчаливый апокалипсис/ «Все ясно, как Божий день, как говорил Гомер, который был слеп, но неплохо…» слышал
Недалекое и неприветливое будущее. Нашу цивилизацию постигла некая зубастая неприятность. В виде слепых и стремительных чудовищ, ориентирующихся на слух. Большинство царей природы, не готовых к такому сюрпризу, отправились к праотцам, и лишь в отдаленных сельских районах выживают остатки некогда могущественной расы.
Посчастливилось уцелеть в частности Эвелин (Блант) и Ли (Красински) Эбботтам – фермерам, обитающим в пасторальном месте, окруженном кукурузными полями. А также их отпрыскам. Глухой от рождения Риган (Симмондс), средненькому Маркусу (Джуп) и младшему Бо (Вудворд).
Семья кое-как приспособилась к новым условиям, но все далеко не безоблачно. Дети есть дети и неспособны все время соблюдать звукомаскировку. А тут еще у Эвелин вскоре должен появиться четвертый ребенок. А уж насколько громким может быть новорожденный, объяснять не нужно никому. Включая даже загадочных монстров. У которых, в свою очередь, вполне может обнаружиться слабое место.
Этот ужастик, снятый с пятью актерами, фактически на одной ферме, за смешные для западной киноиндустрии 17 миллионов долларов, внезапно громыхнул подобно праздничному фейерверку. 330 миллионов сборов, место во всех топах фильмов ужасов, снятых за последние десятилетие минимум. Стало любопытственно.
Вещь оказалась действительно интересной. В первую очередь надо упомянуть то, что и дало название ленте – ее величество Тишину. Большую часть картины Она с нами. Стоит за спиной, заглядывает через плечо, лукаво щурится из зарослей кукурузы. Фактически полфильма мы, за редчайшим исключением, не слышим ни единого звука. Уже после первых 10 минут понимаешь, что любой громкий шум здесь означает смерть. Дальше ощущение лишь усиливается. С нагнетанием тревоги и напряжения, постановщики справились на все сто процентов. Атмосфера у фильма вышла шикарной. Гнетущей. Параноидальной. Молчаливо-смертельной. Это при том, что долгое время, по хорошей национальной традиции, чудовищ мы практически не видим. Мелькнувший силуэт. Часть лапы или хвоста. Смертоносные когти.
И Тишина.
Благо, члены семьи Эбботт, из-за недуга старшей, отлично владеют языком глухонемых и могут общаться жестами.
Хотя особо общаться им, по большому счету, не о чем. Идет нормальная, с учетом обстоятельств, сельская жизнь. Жена хлопочет по хозяйству: постирать, приготовить. Муж с сыном рыбачат и добывают прочие необходимые вещи (пардон, мистер Лиланд Гонт). Параллельно идет учеба отпрысков и подготовка к рождению ребенка. Только уборкой никто не занимается — шумно, и новорожденному готовят не совсем обычную детскую комнату.
Да еще некоторые нюансы говорят о том, что не все в порядке. Напрочь позабыта обувь, и все перемещения происходят исключительно босиком (что они зимой собираются делать, да по хрустящему снегу?). В доме выделены безопасные, нескрипучие половицы. Посыпаются песком тропинки, по которым передвигаются домашние, ведь ни шелест листьев, ни треск ветки под ногой аж никак не нужен никому из Эбботтов.
В общем, о некоторых особенностях быта постапокалиптической семьи создатели «Места» подумали. Правда далеко не обо всех, например, всерьез поиграть в кротов и зарыться в землю, глушащую шумы, герои почему-то не захотели. Да и звукоизоляция газетами выглядит несколько наивно.
А вот семейная драма удалась. Дочь, активно переживающая из-за своей оплошности с игрушкой для младшего, и возможного изменения отношения отца к ней. Жутко трусящий, но отыскивающий в себе каплю смелости средний сынок. Мужественно пытающийся все разрулить папаша. Каждый образ имеет свою фишку, и время, чтобы поделиться ей со зрителем. Актеры стараются, и после десятка минут привыкания к их молчаливой игре, мелкие косяки уже не замечаешь.
А мать в исполнении Эмили Блант («Петля времени», «Грань будущего», «Убийца»), и вовсе стала актерским украшением картины. Эмоционально Эмили отработала практически идеально. Столько сильных чувств, показанных в одном фильме – показанных натурально, естественно, с полной выкладкой, увидишь далеко не каждый день.
А теперь Маша, о грустном. О чудовищах. Точнее об их ТТХ.
-Особого разума они не проявили. Значит — животные. И как, скажите на милость, животные, пускай суперскоростные и способные проламывать железные стены, смогли поголовно уничтожить людскую цивилизацию? Господа постановщики, вы в курсе, что пуля все равно летит быстрее? А пулям, как мы, выяснили, им противопоставить нечего. Да и ловлю на живца никто не отменял.
— При настолько чутком слухе, у них должна была начаться непрекращающаяся мигрень уже к середине первого дня. Вы представляете, сколько в природе шумов? А в городе? К концу первого дня вторжения наши чудища уже должны были взмолиться о берушах.
Есть правда вариант, что суперслух они включают периодически, а не пользуются им все время. Но тогда не понятно, как они отслеживают любой шум в округе. Вахты по 10 минут?
-Как они на такой скорости не втыкаются в каждое второе дерево, не считая каждого первого, вопрос не ко мне. Наверное, деревья шумят по-особенному – дорогоуказывающе.
-Человек при жизнедеятельности производит огромное количество звуков (не говоря уже про состояние сна). Даже если всеми силами старается их не производить. И среди них всенепременно пару-тройку-десяток раз на день будут резкие и громкие. Избежать этого абсолютно нереально. Если ты не ниндзя какой с суперреакцией. И почему монстрики банально не слышат людское дыхание? Да и стук сердца для этих ушек вполне доступен.
-Финальную сцену оставим на совести постановщиков. Но посомневаемся. Нам показали реакцию одного конкретного вида устройств? Или так реагируют все девайсы, попавшие под воздействие «чуткого уха»? Если все, то судьба антагонистов незавидна. Уж чего-чего а различных девайсов у нас хватает. И неужто никто в то время, 470 дней назад, не заметил эту их милую особенность? Верится слабо.
-К действиям героев также хватает вопросов. По вводным этого мира им не нужно бегать, как подстреленные, заслышав чудище, а наоборот замирать, ожидая пока супостат отправиться по своим делам. Наши же протагонисты периодически устраивают массу бестолковых телодвижений. Да и с зачатием четвертого дитяти Эбботтам можно было вполне повременить. До лучших времен.
Но на самом деле, на эти несуразности можно вполне не обращать внимания, ведь во время просмотра они особо в глаза не бросаются. Мы все прекрасно понимаем, что такое кинематографическая условность. И если остальные аспекты картины, такие как атмосфера и актера хороши, к логическим дырам даже придираться сильно не хочется. А в «A Quiet Place» с остальными аспектами все в полном порядке.
Эрго. Весьма атмосферный и чертовски напряженный триллер (до ужастика по количеству крови не дотягивает), способный порадовать зрителя мощным саспенсом, нетривиальной идеей и качественными актерскими работами.
Режиссер: Джон Красински
В ролях: Эмили Блант, Джон Красински, Ноа Джуп, Милли Симмондс, Леон Рассом, Кейд Вудворд, Дорис МакКарти
Обзор второй части Тихого места читайте тут.