Майкл Флинн «Танцор Января». — СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2014 г. Серия: Science Fiction Club (1-й роман цикла «Спиральный Рукав»)
Танцы вокруг Танцующего, или Электрический квест во спасение
Когда Амос Январь, капитан грузового звездолета «Нью-Анджелес», нашел артефакт предтеч, прозванный позднее Танцором, никто особо не заинтересовался. Эти артефакты штуки, конечно, дорогие, но к чему их приспособить — не всегда понятно. Да и встречаются они не так, чтобы совсем уж редко.
И когда внезапно Танцующий камень понадобился буквально всем: Представителям Межзвездной торговой компании. Пиратам из Цинтианского скопления. Гончим Адри. Повстанцам с Нового Эрена. Братству Терры.
Удивлению знающих жителей Спирального рукава не было предела. Да что же такого в этой штуке?
Неужто сила, способная изменить баланс сил в Галактике?
Майкл Флинн дебютировал на американском фантастическом небосклоне еще в 1990-м. С тех пор на его счету больше 10 романов. В частности «Эйфельхайм: город-призрак» (http://perekat.kiev.ua/эйфельхайм-город-призрак-флинн-eifelheim/) — атмосферный рассказ о встрече с пришельцами в средние века. И четыре книги цикла «Спиральный Рукав», из которых на русский переведены первые две.
Цикла, интересного в первую очередь техническим фантдопущением вселенной Спирального рукава. Вселенной, где найден довольно оригинальный способ космических полетов. Корабли тут не прыгают через гиперпространство и не несут на борту погруженных в анабиоз космонавтов. Основной способ передвижения между мирами — Электрическая авеню — потоковая магистраль, связывающая звезды. Тут царят «Электрические течения, которые сворачивают ткань пространства в сверхсветовые складки» и придают кораблю неимоверную скорость, куда быстрее скорости света по Ньютону. Неся с собой и определенные риски путешествия на транссветовых скоростях. Типа пятипроцентной вероятности не вернуться домой, превратившись в выброс «излучения Черенкова».
Там же где нет трасс авеню, корабли «ползут» в ньютоновском пространстве, тратя на это передвижение огромное, по сравнению с «магистральным», количество времени.
Во вторую — нюансами обустройства мира. Мира многогранного и живого. И если две основные вяло противостоящие силы свежей идеей не назовешь (хотя и тут есть забавные нюансы, типа Названных, и их Имен).
То среди мелочей, описанных Флинном, встречаются по-настоящему интересные и неплохо продуманные «фишки»:
— Гончие Ардри, те, кто всегда получают желаемое. Верные слуги Верховного Короля. Неумолимые и беспощадные. Находчивые и искусные. Гении шпионажа и политики. Способные свергать тиранов, развязывать и останавливать восстания, править планетами, быть лучшими шпионами и убийцами. Разить словом с обезглавливающим эффектом. Эдакие идеальные субъекты для разведки, управления, битв и политики. Причем с хорошо проработанной идеологией, системой обучения. Гончие — одна из лучших изюминок цикла.
— Разлом, разделяющий Галактику, опасное и таинственное место, где нет Солнц.
— Новый Эрен – «наследники» Ирландии, живописная планета, полыхнувшая ослепительным мятежом, одно из наиболее описанных мест в романе.
— Прочие исторические, религиозные, кулинарные и культурные аллюзии, создающие эффект сродства и узнавания, герои, кумиры и гении, превратившиеся в богов.
— Старые планеты и периферия, «детишки, сбежавшие от родителей», оставившие после себя «опустевшее гнездо».
— Братство Терры с их гетто, пардон, Закутками. Народ, потерявший дом. Те, кто разбросанные по галактике, упрямо держатся вместе, куда бы не занесла их судьба. Вместе переживают невзгоды, питая себя мечтами о «земле обетованной», а точнее просто о Земле.
— Уйма акцентов и специфических манер говорить в исполнении разных народностей галактики, переданные через заглатывание букв, или растягивание слов.
— Квест по поиску артефакта, во время которого герои, подобно серферам скользят по волнам Галактики, соприкасаясь со многими особенностями мира.
Все эти, и другие составляющие книги описаны довольно объемно и ярко, без проблем позволяя окунутся во вселенную «Танцора».
Неплохо работает на создание атмосферы и способ рассказа, избранный Флинном. Рассказа, ведущегося в двух временных пластах.
Первый происходит через десяток лет после охоты за Крутилкой, и состоит из беседы некоего человека со шрамами и арфистки-оллам в одном из баров Иеговы.
Второй – собственно рассказ человека со шрамами о находке, потере и последующих поисках Крутящегося камня, перемежаемый комментариями и философскими отступлениями.
Все эти непонятные всезнающие личности, аромат загадки, растянутое ожидание прояснения ситуации придают роману изрядный флер недосказанности, интриги и таинственности.
Что одновременно становится и своеобразным недостатком The January Dancer .
Слишком медленно развиваются события, и довольно недружелюбно воспринимает читателя мир.
Открывающийся чересчур неторопливо и постепенно: несдержанный поклонник фантастики может и не дождаться слияния с романом. Пропустив самое интересное.
Впрочем, недостаток терпения никогда не был особо положительным людским качеством. Может как раз артефакт предтеч под названием Танцор Января поможет от него избавиться.
Что еще? Маловато действия? Есть такая буква, не «Сталкер» какой, ни к ночи будь помянут. Но атмосфера книги такова, что отлично обходится небольшим процентом экшена (в отличие от тех же «Слуг правосудия» Леки — обзор тут http://perekat.kiev.ua/слуги-правосудия-леки-э-leki-slugi/). Не так уж и много в последнее время выходит фантастики, способной хорошо выглядеть без непрекращающегося драйва.
Одно это дорогого стоит.
Эрго. Интригующий космический квест в хорошо описанной и любопытной подробностями галактике, отпугивающий нетерпеливых неспешным началом и медленно раскрывающимся миром.
Обзор второй части цикла — «Река Джима» тут http://perekat.kiev.ua/река-джима-флинн-reka-dzhima-flinn/